Каким будет новый абхазский парламент -1

Читать на сайте Вестник Кавказа
14 января вся Абхазия отметила праздник «Ажьырныхуа» – День сотворения мира. Это, судя по всему – последний день затишья, после чего политические баталии в республике снова выйдут на первый план. Парламентские выборы назначены на 10 марта, и в Абхазии уже идет подготовка к ним.

Выборы в абхазский парламент всегда уступали по напряженности выборам президента. Абхазия – президентская республика, и обширные полномочия главы государства преобладают над возможностями депутатского корпуса. Поэтому именно президентские выборы считаются определяющими; так случилось и на этот раз. Победа Александра Анкваба на августовских выборах 2012 года, по большому счету, решила вопрос о власти и о политическом курсе республики на ближайшие пять лет. Тем не менее парламентские выборы в Абхазии всегда были важны, а сегодня, учитывая желание сторонников проигравших кандидатов, Сергея Шамба и Рауля Хаджимба, взять реванш за поражение полугодовой давности – важны особенно. Так что зимняя предвыборная кампания в Абхазии по напряженности вряд ли будет уступать летней.

Парламентские выборы должны завершить процесс стабилизации политической системы, нарушенный внезапной смертью президента Сергея Багапша в мае 2011 года. Только после формирования нового парламента можно будет говорить о преодолении «периода неуверенности» и дальнейшем поступательном развитии Абхазии – прежде всего в экономическом смысле. Хотя и сегодня укрепляются контакты с Москвой и российскими регионами, ведутся консультации о возможном признании независимости Абхазии со стороны других стран, но пока перегруппировка сил не завершилась, о политических реформах и новых шагах в восстановлении хозяйства говорить преждевременно.

Главная оппозиционная партия, Форум народного единства, надеется на мартовских выборах завоевать как можно больше депутатских мест. Поскольку абхазское Народное собрание насчитывает всего 35 депутатов, каждый прошедший в парламент оппозиционный политик станет влиятельным человеком. А две трети депутатов имеют даже право объявить президенту импичмент, и поскольку парламент однопалатный, такое решение стало бы окончательным. Разумеется, почти никто не ожидает, что после внушительной победы Анкваба на августовских выборах (почти 55% против 21% у Шамбы и 20% у Хаджимбы) оппозиция сумеет добиться победы. Но потеснить сторонников президента в парламенте вполне в ее силах. И причина не в падении рейтинга Анкваба – настроения электората за истекшие полгода не изменились, – а в том, что в Абхазии выборы президента и парламента проводятся по разным схемам.

В абхазской конституции не оговаривается точно, по какой схеме должны избираться депутаты – по партийным спискам или по мажоритарной системе. «По умолчанию» действует второй вариант. За два десятилетия де-факто независимого существования Абхазии эта система прижилась, и по ней были сформированы уже три парламента – в 1996, 2002 и 2007 годов. Многие общественные деятели, причем не только оппозиционные, не раз высказывались в пользу перехода к выборам по партийным спискам, тем более что в Абхазии начала мало-помалу складываться двухпартийная система. Но против новой схемы немало возражений. Абхазская оппозиция может опасаться перехода парламента под господство какой-либо крупной партии, лояльной правительству, в то время как мажоритарная система дает возможность оппозиционным кандидатам побеждать хотя бы в нескольких округах и сохранять представительство во власти. Президенту же при такой системе не приходится опасаться внезапного успеха обширной оппозиционной коалиции, которую в условиях Абхазии сформировать не так уж трудно.

Нужно учитывать тонкость: дело в том, что в Абхазии нет ни одной партии, созданной «под президента». Главные политические силы – гражданская «Единая Абхазия» и ветеранская «Амцахара» таковыми не являются. «Единая Абхазия» была создана семь лет назад как оппозиционное движение, и стала правящей партией лишь после победы Сергея Багапша на выборах 2004 – 2005 годов. «Амцахара» вдвое старше, чем «Единая Абхазия», и еще более самостоятельна в своих действиях. Поэтому, хотя эти партии по-прежнему на стороне Анкваба, их нельзя назвать марионеточными, так что избирательную кампанию не следует рассматривать по традиционной схеме: «администрация против оппозиции». Выборная гонка будет вестись по сложным правилам, которые трудно сформулировать, не зная подробностей абхазского конституционного законодательства.

Прежде всего следует учитывать, что абхазский парламент по конституции, принятой в 1994 году и одобренной на референдуме 1999 года, не утверждает премьер-министра при его назначении, а следовательно, не имеет прямого влияния на политику правительства. С другой стороны, в ряде стран мира в случае неутверждения депутатами премьер-министра парламент на определенном этапе распускается президентом, после чего проводятся новые выборы. Абхазский же парламент невозможно распустить ни при каком развитии событий, пятилетние полномочия депутатов сохраняются в течение всего срока; лишь за систематический пропуск заседаний парламента депутат может быть лишен полномочий парламентом, но не отозван избирателями. Таким образом, доля власти, которую оппозиция получит на предстоящих выборах, гарантированно сохранится за ней до 2017 года.

Абхазский депутат не может занимать никаких должностей в правительстве, вообще заниматься любой оплачивамой работой, кроме научной, творческой и преподавательской деятельности. Парламент 1991–1996 годов, часто называемый в обиходе «золотым парламентом», имел несравненно большее влияние, поскольку немалая часть депутатов занимала видные посты в структуре исполнительной власти. После вступления в силу Конституции 1994 года возможностей для карьеры у депутатов поубавилось. Многие видные политики стали пренебрегать ролью депутата. Надо заметить, что в 1990-х, в процессе утверждения новой политической системы, будущий парламент многим виделся в роли исключительно законодательного органа. Молодой республике требовался собственный свод законов, а юристов в парламенте не хватало. Но мало-помалу стало ясно, что формировать Народное собрание исключительно из знатоков юриспруденции нет возможности. Мажоритарная система предусматривает выдвижение депутатов по 35 округам, из которых лишь 7 приходится на столицу (где проживает около четверти населения), и на местах выдвигаются, как правило, общественные деятели либо участники грузино-абхазской войны 1992 – 1993 гг., которые имеют гораздо больше шансов найти поддержку местного населения, чем профессиональные юристы.
Продолжение следует