Степан Григорян: «Карабахский конфликт невозможно решить без мер доверия»

Читать на сайте Вестник Кавказа
Руководитель аналитического Центра по глобализации и региональному развитию Степан Григорян в интервью «ВК» подводит итоги 2011 года в сферах внутренней и внешней политики и дает оценку переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

- Какое событие во внутриполитической жизни, на ваш взгляд, стало наиболее важным в 2011 году?

- Важнейшими событиями я бы назвал фактически окончательное освобождение из заключения всех людей, так или иначе связанных с политической деятельностью, а также возобновление митингов на площади Свободы. И то, и другое важно для будущего демократии в Армении, так как оппозиция должна иметь возможность проводить митинги, а люди - свободно участвовать в акциях протеста оппозиции. Кроме того, окончательное освобождение политзаключенных и возможность проведения митингов и шествий открывает новую страницу в жизни страны, которая означает, что внутриполитическая ситуация в Армении стала более мягкой и относительно свободной.

- Что можно в целом сказать про политический 2011 год?

- В 2011 году были позитивные сдвиги, но в то же время, этот год можно охарактеризовать как период неопределенности. Все, в том числе и власти, понимают актуальность борьбы с коррупцией для будущего страны, для укрепления и развития государства. Со стороны властей в этом плане был сделан ряд шагов, я имею в виду, новые назначения, возбуждение уголовных дел против некоторых должностных лиц, но с другой стороны, это несистемные шаги и их недостаточно для ведения борьбы с коррупцией.

- Какое событие было наиболее важным в сфере внешней политики?

- Важнейшим для Армении считаю комплекс вопросов, связанных с активизацией связей с НАТО и с Евросоюзом. В 2011 году Армения подписала практически все документы, связанные с программой ЕС "Восточное партнерство". Хочу обратить внимание и на активизацию сотрудничества с НАТО в рамках различных программ, в том числе и миротворческих. В частности, в 2011 году было принято решение об увеличении нашего контингента в Афганистане.

- Как бы вы подвели итоги года в вопросе Карабаха?

- 2009-2010 годы ознаменовались активным переговорным процессом, что породило определенные надежды, что в 2011-ом может быть серьезный прорыв. Но, к сожалению, в Казани наметился срыв переговорного процесса и наступила пауза из-за того, что в Казани со стороны президента России была сделана попытка искусственного ускорения решения конфликта. Думаю, что именно из-за этого переговорный процесс сегодня находится в замороженном состоянии. Казань показала, что не стоило очень спешить с окончательными решениями и менять то, что было наработано в течение двух лет.
Сегодня надо постараться восстановить переговорный процесс в рамках Минской группы, которая является оптимальным форматом для ведения переговорного процесса. В любом случае, 2011-й был годом, когда продолжился переговорный процесс и это, думаю, надо считать позитивным. Срыв после Казани и создавшаяся пауза необходима для того, чтобы как-то осмыслить произошедшее и шаги, которые надо сделать в будущем.

- То есть вы считаете, что после Казани процесс застопорился?

- Да, после Казани, как вы знаете, никаких встреч ни на каком уровне фактически не было. Сейчас делаются попытки организации очередной встречи. Второй причиной провала переговоров в Казани, помимо попытки искусственного ускорения, стала позиция Азербайджана, когда азербайджанская делегация выступила с новыми предложениями. Думаю, что реакция Армении была очень логичной, а именно: мы приехали обсуждать очень конкретный документ, а Азербайджан пытается полностью изменить весь переговорный процесс, раз так, тогда давайте все начнем с нуля.

- Вы сказали, что позиция российского президента была нацелена на искусственное ускорение решения конфликта. Однако некоторые эксперты утверждают, что Россия не заинтересована в скорейшем урегулировании конфликта, который дает ей возможность удержать в орбите своего влияния две страны - Армению и Азербайджан. Чем тогда объяснить позицию президента Медведева?

- Думаю, что инициатива Медведева была ситуационной и была связана с президентскими выборами. Тогда еще не было принято окончательного решения между Медведевым и Путиным о том, кто будет бороться за пост президента. Дмитрий Медведев считал, что в случае успеха в карабахском вопросе, он наберет большие очков в глазах мирового сообщества, прежде всего россиян.

- Каковы ваши прогнозы относительно времени и путей разрешения нагорно-карабахского конфликта?

- Скорость решения конфликта напрямую зависит от двух факторов. Первый фактор это взаимное доверие.  Сегодня отношения между сторонами очень напряженные, причем, не только на уровне власти, но и на уровне гражданского общества. В такой атмосфере не имеет смысла обсуждать возможность быстрого решения и, даже если завтра на столе переговоров будет прекрасный документ, никто не решится подписать его. Скорость решения конфликта будет зависеть от того, насколько быстро и эффективно стороны начнут строить принципы доверия, а это требует немалого времени. Не представляю себе, как можно решить конфликт без мер доверия. Параллельно процессу переговоров необходимо делать шаги, направленные на повышение и укрепление мер доверия: вывести снайперов с линии соприкосновения, ускорить процесс обмена военнопленными…  Выработка мер доверия должна вестись как на высшем уровне, так и в гражданском секторе. Надо работать и с прессой.
Второй фактор тоже очень серьезный, это фактор внешних игроков. На настоящий момент основные внешние игроки в лице России, США и Евросоюза не настроены на быстрое решение конфликта. Да, они пытаются помочь сторонам придти к быстрому решению, но у меня нет ощущения того, что Россия, США и Европа пришли к какому-либо консенсусу, связанному с ускоренным решением. К сожалению, они больше склоняются к мнению о нереальности быстрого разрешения конфликта. В то же время, между США, Россией и Евросоюзом достигнут консенсус о том, что не может быть силового решения конфликта. И это очень позитивное явление.