Военно-политические итоги 2011 года

Читать на сайте Вестник Кавказа
2011 год стал важной вехой в ходе реализации военной реформы и выполнения государственной программы вооружения. Как оценивают ход изменений в области национальной обороны российские военные эксперты? Насколько успешны и последовательны были усилия государства по укреплению силовой сферы? Эти и другие вопросы обсудили участники круглого стола "Военно-политические итоги 2011 года".

Игорь Коротченко, главный редактор журнала "Национальная оборона" отметил, что уходящий год принес коренные изменения в международную ситуацию. Крупнейшие международные военно-политические игроки в преддверии экономического кризиса приступили к укреплению своих позиций за счет использования военной силы и других технологий, связанных с приведением к власти угодных лиц в тех правительствах и режимах, которые были бы им дружественны. Главным итогом года стало осознание того, что только с опорой на достаточную военную компоненту государство может уверенно чувствовать себя в условиях современного мира, считает Коротченко. Эксперт отметил, что в 2011 году власти достигли больших успехов в модернизации армии. Поставлена задача увеличить численность профессиональных контрактников до 425 тысяч к 2017 году. Коротченко отметил, что 20 триллионов рублей, выделенные на перевооружение армии, уже ушли в промышленность. "Ожидается, что мероприятия по укреплению ядерного компонента Российской Федерации как важнейшего инструмента, обеспечивающего России статус великой державы, будет продолжен", - заявил Коротченко. Несмотря на проблемы во взаимоотношениях, которые были между министерством обороны и представителями оборонно-промышленного комплекса, успешно завершена контрактация по гособоронзаказу 2011 года, и практически можно сказать, что на 80 с лишним процентов подписаны контракты по 2012 году. В скором времени армия пополнится новыми боевыми установками и даже экипировкой вооруженных сил, сказал Коротченко. Он считает, что налицо достижения Минобороны по гуманизации армии. Коротченко заявил, что в настоящее время солдат-срочник является полноправным гражданином Российской Федерации. Он также отметил успехи армии в переходе к профильной боевой подготовке солдат. "Сегодня солдат не занимается ни строительными, ни хозяйственными работами, как это было прежде. Все усилия направлены на боевую подготовку", - сказал Коротченко. Он также отметил такие положительные изменения, как увеличение зарплат военнослужащих и разработку проекта о создании армейской полиции.

Виктор Литовкин, ответственный редактор еженедельника "Независимое военное образование" считает, что главным достижением 2011 года стало окончание первого этапа военной реформы. Эксперт отметил важность разделения России на четыре интегрированных военных округа, которые объединили все виды вооруженных сил и рода войск под единым командованием.

Константин Макиенко, замдиректора Центра анализа стратегий и технологий видит в качестве главного достижения уходящего года принятие госпрограммы вооружения и начало контрактации по этой программе. Крупные контракты на атомные лодки и вертолеты К-52 стали первыми многолетними военными контрактами со времен падения Советского Союза. Макиенко также отметил двойной пуск Булавы как одно из главных событий года.

"Ясно, что с внешнеполитической точки зрения, мир не становится безопаснее", - считает Василий Белозеров, сопредседатель Ассоциации военных политологов. Белозеров отметил, что события в арабских странах, стремления западных государств установить подконтрольные режимы, а также развертывание противовоздушной ракетной обороны являются значимыми фактами, определяющими оборонную политику России. Белозеров считает, что 2012 год будет критичным. Для поддержания и продолжения реформ, предпринятых в уходящем году, требуются большие усилия, считает Белозеров. По мнению эксперта, необходимо разработать стратегию привлечения "достойных" людей к военной службе по контракту. Он призвал сделать все возможное для предотвращения вмешательства армии во внутриполитические события в России. "Нельзя допустить того, чтобы армия стала местом реализации чьих бы то ни было политических амбиций", - сказал Белозеров.

Илья Крамник, независимый военный эксперт считает, что все вооруженные силы будут продолжать идти по пути интеграции и унификации ближайшие 10-20 лет.

Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа считает, что существует угроза экспансии талибов в Центральную Азию после вывода войск Америки и НАТО из Афганистана, который был назначен на 2014 год. Храмчихин считает, что скорее всего к власти придут талибы, и такие игроки как Америка и Китай будут заинтересованы в экспансии талибов на север. Это приведет к вмешательству в военный конфликт не только Китая, но и России. Храмчихин считает, что Америка и Китай заинтересованы в ослаблении военной мощи России и будут муссировать военные действия в Центральной Азии в этих целях возможно при помощи Пакистана. Эксперт также считает, что текущая внешнеполитическая ситуация сильно напоминает климат перед Первой мировой войной. "Очередная большая война неизбежна, и видимо она будет не в Европе, а в Азии", - сказал эксперт. Храмчихин также считает, что на Северном Кавказе по-прежнему много исламистов. Эксперт полагает, что их главная база в настоящий момент находится в Дагестане. Храмчихин также высказал свое мнение о том, что военный конфликт в Нагорном Карабахе неизбежен.