Чечня-2011: итоги года 2011-12-26

Читать на сайте Вестник Кавказа
В середине 2011 года в Грозном прозвучало заявление, согласно которому через пять-семь лет Чечня может стать регионом-донором. Как отмечал спикер чеченского парламента Дукуваха Абдурахманов, нужно еще немного времени, и республика сама будет пополнять федеральный бюджет: «За счет развития АПК, туризма, минеральных источников, новых заводов, развития бизнеса, привлечения инвестиций». 
На недавней встрече в Москве Рамзан Кадыров доложил премьеру Путину о ходе выполнения федеральной целевой программы (ФЦП) социально-экономического развития Чечни на 2008-2011 годы, в рамках которой продолжают отстраивать республику. На эту программу было выделено 120 млрд рублей. Благодаря федеральным дотациям в уходящем году было введено в строй больше ста социальных объектов – больниц, школ, детских садов. По словам Кадырова, многие объекты, которые планировалось ввести в строй в 2012 году, закончили уже в этом.
Между тем, по данным министра экономического развития и торговли Чечни Абдулы Магомадова, благодаря участию республиканских министерств и ведомств в других ФЦП, действующих на территории России, в рамках софинансирования в экономику региона были привлечены дополнительные средства. Перечень ФЦП и РЦП предусмотренных к реализации в 2011 году, включил 54 программы, из которых 24 - на условиях софинансирования из федерального бюджета и 30 программ – за счет средств из республиканского бюджета. Приоритетными отраслями в 2011 году республиканские власти определили сельское хозяйство и промышленность.

Сельское хозяйство
В 2011 году парламент Чечни принял закон «О государственной поддержке и стимулировании сельскохозяйственного производства в ЧР». Федеральный Минсельхоз по итогам первого полугодия поддержал аграрный сектор Чечни, направив туда дополнительные средства. Посетив Грозный, глава Минсельхоза Елена Скрынник сказала, что в 2011 году на развитие сельского хозяйства республики из федерального бюджета выделяется 1,5 млрд рублей.
В течение года шло реформирование АПК, в том числе путем внедрения других форм собственности, которые будут находиться в равных условиях при оказании государственной поддержки. В Чечне начали создавать сельскохозяйственные потребительские кооперативы, логистические центры по хранению, первичной обработке, фасовке сельхозпродукции. 
Говоря о проблемах чеченского АПК, специалисты называют: недостаточное финансирование мероприятий по восстановлению мелиоративной системы, заполнение мощностей восстановленных объектов, слабая доступность кредитных средств и трудности при продвижении инвестиционных проектов, а также разминирование земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда. Их решение намечено на 2012 и последующие годы.

Промышленность
В середине года после кадровых и структурных изменений в чеченском правительстве был назначен новый руководитель министерства промышленности и энергетики Галас Таймасханов, ранее занимавший пост первого заместителя руководителя администрации главы и правительства. Спустя два месяца после своего назначения Таймасханов представил программу развития местной промышленности, для реализации которой сразу выделили оборотные средства. Определили предприятия, которые в состоянии освоить эти средства. До конца года в республике планировалось организовать сборку светодиодных осветительных приборов, подготовить научно-производственную базу для организации выпуска солнечных батарей. На базе Гудермесского завода медицинских инструментов был подготовлен выпуск первой продукции. Вступило в строй госпредприятие "Оргтехника", которое помогло решить проблему дефицита электродов в регионе. Сегодня две линии завода выдают в сутки 12 тонн новой для Чечни продукции. Еще одно направление работы завода - ремонт и производство нефтепромыслового оборудования, здесь уже приступили к ремонту бурильных труб и насосов. В августе на предприятии «Чеченавто» в Аргуне выпустили первые автомобили марки «Лада-Приора», призванный стать сменой выпускавшихся до недавнего времени «Жигулям» седьмой модели.

Транспорт
В профильном министерстве разработали проект по созданию портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в районе аэропорта «Грозный». На площади 157 гектаров, прилегающей к аэропорту, помимо администрации зоны, смогут регистрироваться резиденты, базироваться пограничная и таможенная службы. Там планируется построить цеха по расфасовке, в частности, чая и кофе и других пищевых продуктов. Также рассматриваются планы по размещению в портовой зоне предприятий по ремонту воздушных судов. "Уже достигнуты предварительные договоренности с южнокорейской компанией, которая будет поставлять комплектующие детали для сборки в ПОЭЗ бытовой техники. «Развитие особой портовой зоны поможет создать около 6,5 тыс. рабочих мест и привлечь иностранный капитал, даст серьезные поступления в республиканский бюджет, позволит развить аэропорт, полностью его реконструировать, сделать его современным, построить вторую взлетно-посадочную полосу, закупить новые самолеты и оборудование для воздушной гавани республики», - думает министр транспорта и связи Рамзан Черхигов.
В 2011 году свой первый вылет совершил самолет по маршруту Астана-Грозный, на борту которого было 58 пассажиров. Был запущен еще один новый маршрут после того как Турция решила осуществлять свой транзитный рейс через Грозный на Сургут. Кроме того, столица Чечни возможно вскоре сможет наладить прямое авиасообщение с Европой. Говорят, такое предложение руководство грозненского аэропорта сделало одной из крупнейших российских авиакомпаний — UTair.
Продолжение следует