20 лет Содружества — взгляд из Армении
Читать на сайте Вестник Кавказа20 лет — срок достаточно серьезный даже в политическом измерении и, конечно же, вызывает желание обернуться назад, подвести некоторые итоги. В завершение юбилейного для Содружества Независимых Государств года «Вестник Кавказа» поинтересовался у экспертов разных стран, что же все-таки такое СНГ, пришедшее на смену большому единому государству, какую роль оно играло на протяжении двух десятилетий и какую еще лишь может сыграть?
По мнению армянского политолога, директора Института Кавказа Александра Искандаряна, СНГ предотвратило неприятный сценарий развития после развала СССР. «В первые годы существования Содружество ввело в рамки раздел очень многих вещей, начиная с имущественных споров и кончая различными типами полномочий, которые были у различных государств, создающихся на этом пространстве. Нельзя забывать, что к моменту создания СНГ у большинства новых стран не было ни нормальных финансовых систем, ни армий, ни МИДов. СНГ позволило сделать цивилизованным развод», - сказал он.
На современном этапе, по мнению эксперта, СНГ служит способом взаимодействия между лидерами государств постсоветского пространства. «Совершенно не обременительным: кто хочет – участвует, кто не хочет – нет; и если участвуют, то в тех форматах и в тех размерах, в которых желательно данному государству и данному лидеру», - отметил Искандарян корреспонденту ВК.
Интеграционные же процессы на постсоветском пространстве, по словам политолога, проходят несколько в разных с СНГ плоскостях и часто независимо от него.
«Я думаю, что интеграционные процессы зависят не от того, есть СНГ или нет, а от реальной нужды элит, масс в этих интеграционных процессах. Если интеграционные процессы на постсоветском пространстве станут настолько привлекательными, что элиты этого захотят, то тогда эти процессы могут пойти, и тогда будут созданы новые структуры или использованы уже существующие, СНГ например. Но мы на этом пространстве находимся на другом этапе развития – создания национальных идентичностей. А то, что называют интеграцией – это обычно попытки воспользоваться какими-то преференциями в рамках взаимодействия богатых энергоресурсами государств с небогатыми для того, чтобы добиться каких-то выгод для себя. Это по разному в разных концах СНГ. Но дело тут не в существовании организации, тут дело в том, насколько эта интеграция является целью существования этих государств. А это, я повторюсь, характерно для реальной интеграции», - сказал он.
Создание Евразийского союза никак не отразится в целом на будущем СНГ, уверен Александр Искандарян. Данная интеграция «это попытка нахождения экономического формата взаимодействия Белоруссии, России и Казахстана, с прицелом на Украину. На счёт Украины я сомневаюсь, в случае же Белоруссии, России и Казахстана взаимодействие вполне может состояться в нормальном формате. Будет удобнее торговать, пользоваться рынками друг друга. К политической интеграции это почти никакого отношения не имеет. И к СНГ может тоже не иметь отношения».
При этом армянский политолог верит в будущее Содружества Независимых Государств и считает, что данная организация еще может просуществовать неопределенно долго, оставаясь столь же важной площадкой для диалога элит постсоветского пространства.
«Роль СНГ вообще не может измениться. СНГ – это формат встреч представителей политических элит, и чтобы вокруг не случилось, эти встречи могут происходить и никому вреда не приносить. Могут и не происходить, или происходить очень редко. Для того, чтобы отменить СНГ, нужна воля России. Россия – центральное государство СНГ. Россия должна этого захотеть. А зачем ей этого хотеть? Кому это мешает?», - считает Александр Искандарян.
По мнению армянского политолога, директора Института Кавказа Александра Искандаряна, СНГ предотвратило неприятный сценарий развития после развала СССР. «В первые годы существования Содружество ввело в рамки раздел очень многих вещей, начиная с имущественных споров и кончая различными типами полномочий, которые были у различных государств, создающихся на этом пространстве. Нельзя забывать, что к моменту создания СНГ у большинства новых стран не было ни нормальных финансовых систем, ни армий, ни МИДов. СНГ позволило сделать цивилизованным развод», - сказал он.
На современном этапе, по мнению эксперта, СНГ служит способом взаимодействия между лидерами государств постсоветского пространства. «Совершенно не обременительным: кто хочет – участвует, кто не хочет – нет; и если участвуют, то в тех форматах и в тех размерах, в которых желательно данному государству и данному лидеру», - отметил Искандарян корреспонденту ВК.
Интеграционные же процессы на постсоветском пространстве, по словам политолога, проходят несколько в разных с СНГ плоскостях и часто независимо от него.
«Я думаю, что интеграционные процессы зависят не от того, есть СНГ или нет, а от реальной нужды элит, масс в этих интеграционных процессах. Если интеграционные процессы на постсоветском пространстве станут настолько привлекательными, что элиты этого захотят, то тогда эти процессы могут пойти, и тогда будут созданы новые структуры или использованы уже существующие, СНГ например. Но мы на этом пространстве находимся на другом этапе развития – создания национальных идентичностей. А то, что называют интеграцией – это обычно попытки воспользоваться какими-то преференциями в рамках взаимодействия богатых энергоресурсами государств с небогатыми для того, чтобы добиться каких-то выгод для себя. Это по разному в разных концах СНГ. Но дело тут не в существовании организации, тут дело в том, насколько эта интеграция является целью существования этих государств. А это, я повторюсь, характерно для реальной интеграции», - сказал он.
Создание Евразийского союза никак не отразится в целом на будущем СНГ, уверен Александр Искандарян. Данная интеграция «это попытка нахождения экономического формата взаимодействия Белоруссии, России и Казахстана, с прицелом на Украину. На счёт Украины я сомневаюсь, в случае же Белоруссии, России и Казахстана взаимодействие вполне может состояться в нормальном формате. Будет удобнее торговать, пользоваться рынками друг друга. К политической интеграции это почти никакого отношения не имеет. И к СНГ может тоже не иметь отношения».
При этом армянский политолог верит в будущее Содружества Независимых Государств и считает, что данная организация еще может просуществовать неопределенно долго, оставаясь столь же важной площадкой для диалога элит постсоветского пространства.
«Роль СНГ вообще не может измениться. СНГ – это формат встреч представителей политических элит, и чтобы вокруг не случилось, эти встречи могут происходить и никому вреда не приносить. Могут и не происходить, или происходить очень редко. Для того, чтобы отменить СНГ, нужна воля России. Россия – центральное государство СНГ. Россия должна этого захотеть. А зачем ей этого хотеть? Кому это мешает?», - считает Александр Искандарян.