Иран может отказаться от казахстанского зерна
Читать на сайте Вестник КавказаВ ближайшее время казахстанскому зерну может быть закрыта дорога на рынок Ирана. Сложившаяся ситуация связана с последствиями американских и международных санкций в отношении исламской республики. В результате чего американский доллар, основная валюта платежа при торговле зерном, по отношению к национальной валюте - иранскому риалу - вырос за сутки на 20%, сообщает «КазахЗерно» http://kazakh-zerno.kz/.
«Уже сейчас наши иранские партнеры отказываются от поставок зерна, ссылаясь на невыгодность проводимых денежных операций в американской валюте. Как результат, в данный момент рынок находится в критической ситуации. Экспорт ячменя в эту страну практически остановился, - рассказал один из казахстанских зернотрейдеров. - Когда ситуация прояснится, тоже пока ничего не известно, но если ситуация не изменится в лучшую сторону, то потери могут быть огромные. Так как Иран является одним из крупных потребителей казахстанского зерна, и экспорт в этом направлении поставлен хорошо».
И хотя наложенными санкциями прямо не предусмотрен запрет экспорта в Иран сельскохозяйственной продукции, тем не менее, многие банки отказываются работать с клиентами, имеющими бизнес с Ираном. Это связано с боязнью банков попасть в так называемый «черный список» Казначейства США.
В силу существующей инфраструктуры мировой финансовой системы, где основной валютой платежа является доллар США, правительство Соединенных Штатов может отследить практически любой платеж в мире, совершенный через банки. Поэтому выявление запрещенных трансакций занимает считанные секунды. В свою очередь, все крупнейшие банки мира придерживаются правил игры, навязанных США.
Вся эта ситуация в банковской системе сегодня привела к тому, что Иран близок к хаосу. А сложившаяся неопределенность на иранском зерновом рынке, в свою очередь, может больно ударить по кошельку казахстанских зерновиков и государственной казне в целом.
Ведь собранный в Казахстане рекордный урожай зерновых - почти 30 млн. тонн - нужно реализовывать, к тому же казахстанским правительством намечена задача - поставить на экспорт порядка 15 млн. тонн зерна. Надо отметить, что из экспортируемых Казахстаном культур, 90% ячменя и 30% пшеницы закупает Иран.
Существенные расходы может понести и казахстанский порт. Ведь, по данным руководства АО «Ак Бидай Терминал», в октябре и ноябре текущего года 100% отгруженного зерна ушло именно в Иран. И если ситуация на иранском рынке не улучшится, то терминал может и вовсе остаться без работы.
Напомним, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2011 году в Иране произведено порядка 20 млн. тонн зерновых, что на 6,5 млн. тонн превышает показатель прошлого года.
Как уже писало ранее «Казах-Зерно», строительство международной железной дороги «Узень - Горган» позволит Казахстану увеличить транзитный и экспортный потенциал зерна до 5 млн. тонн к 2012 году в направлении Ирана и через Иран - в Афганистан и к портам Персидского залива.
Напомним, что строительство железнодорожной магистрали Узень (Казахстан) - Кызылкая - Берекет - Этрек (Туркмения) - Горган (Иран) должно быть закончено по плану в декабре 2011 года. Общая протяжённость дороги, которая является частью транспортного коридора "север - юг", составит 686 км. Из них по территории Казахстана пройдёт 146 км, Туркмении - 470 км и Ирана - 70 км.
По официальным данным, Казахстан по существующим транспортным коридорам может максимально экспортировать в Иран до 2 млн. тонн зерна. В 2009 году Казахстан экспортировал в Иран около миллиона тонн зерна, в 2010 году - 140 тыс. тонн, с января по декабр этого года - примерно 285 тыс. тонн.
«Уже сейчас наши иранские партнеры отказываются от поставок зерна, ссылаясь на невыгодность проводимых денежных операций в американской валюте. Как результат, в данный момент рынок находится в критической ситуации. Экспорт ячменя в эту страну практически остановился, - рассказал один из казахстанских зернотрейдеров. - Когда ситуация прояснится, тоже пока ничего не известно, но если ситуация не изменится в лучшую сторону, то потери могут быть огромные. Так как Иран является одним из крупных потребителей казахстанского зерна, и экспорт в этом направлении поставлен хорошо».
И хотя наложенными санкциями прямо не предусмотрен запрет экспорта в Иран сельскохозяйственной продукции, тем не менее, многие банки отказываются работать с клиентами, имеющими бизнес с Ираном. Это связано с боязнью банков попасть в так называемый «черный список» Казначейства США.
В силу существующей инфраструктуры мировой финансовой системы, где основной валютой платежа является доллар США, правительство Соединенных Штатов может отследить практически любой платеж в мире, совершенный через банки. Поэтому выявление запрещенных трансакций занимает считанные секунды. В свою очередь, все крупнейшие банки мира придерживаются правил игры, навязанных США.
Вся эта ситуация в банковской системе сегодня привела к тому, что Иран близок к хаосу. А сложившаяся неопределенность на иранском зерновом рынке, в свою очередь, может больно ударить по кошельку казахстанских зерновиков и государственной казне в целом.
Ведь собранный в Казахстане рекордный урожай зерновых - почти 30 млн. тонн - нужно реализовывать, к тому же казахстанским правительством намечена задача - поставить на экспорт порядка 15 млн. тонн зерна. Надо отметить, что из экспортируемых Казахстаном культур, 90% ячменя и 30% пшеницы закупает Иран.
Существенные расходы может понести и казахстанский порт. Ведь, по данным руководства АО «Ак Бидай Терминал», в октябре и ноябре текущего года 100% отгруженного зерна ушло именно в Иран. И если ситуация на иранском рынке не улучшится, то терминал может и вовсе остаться без работы.
Напомним, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), в 2011 году в Иране произведено порядка 20 млн. тонн зерновых, что на 6,5 млн. тонн превышает показатель прошлого года.
Как уже писало ранее «Казах-Зерно», строительство международной железной дороги «Узень - Горган» позволит Казахстану увеличить транзитный и экспортный потенциал зерна до 5 млн. тонн к 2012 году в направлении Ирана и через Иран - в Афганистан и к портам Персидского залива.
Напомним, что строительство железнодорожной магистрали Узень (Казахстан) - Кызылкая - Берекет - Этрек (Туркмения) - Горган (Иран) должно быть закончено по плану в декабре 2011 года. Общая протяжённость дороги, которая является частью транспортного коридора "север - юг", составит 686 км. Из них по территории Казахстана пройдёт 146 км, Туркмении - 470 км и Ирана - 70 км.
По официальным данным, Казахстан по существующим транспортным коридорам может максимально экспортировать в Иран до 2 млн. тонн зерна. В 2009 году Казахстан экспортировал в Иран около миллиона тонн зерна, в 2010 году - 140 тыс. тонн, с января по декабр этого года - примерно 285 тыс. тонн.