Земельный вопрос на Кавказе
Читать на сайте Вестник КавказаВ последние годы все чаще говорят, что одним из основных факторов, актуализирующих этнополитические конфликты на Северном Кавказе, остаются проблемы в сфере земельных отношений.
Как считает старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов, этнический фактор действительно сыграл важную роль в развитии земельных конфликтов на Северном Кавказе. Исконные жители равнины часто апеллируют к тому, что у них отобрали земли. Однако старожилы не говорят о том, чтобы изгнать тех, кого пересилили еще в советское время, а значит, люди все-таки придерживаются традиций добрососедства. У старожилов есть претензии к тем, кто пытается переселиться сверх квоты, устроиться на равнине, минуя законодательно установленные процедуры. Жители равнины требуют соблюдения законов и обвиняют нелегальных переселенцев в том, что те пользуются неурегулированностью законодательного статуса земель. Существует множество попыток узаконить эти нелегальные поселения, что приводит к возмущению коренных жителей. По их мнению, земли отгонного скотоводства используются не по назначению. Конфликт переходит на более высокий уровень. Часто бывает, что земли отгонного животноводства вплотную подходят к поселению, которое больше не может расширяться территориально. Возникают конфликты с теми, кто живет на землях отгонного животноводства, которые затем приобретают этнический характер. Таким образом, правовая неурегулированность приводит к этническим конфликтам.
Другая проблема носит экологический характер. Сейчас скот пасется на землях, отведенных под отгонное скотоводство круглый год. Животных больше не отгоняют в горы. В результате, равнины оказываются на грани экологической катастрофы, так как пастбища не успевают восстановиться. Люди видят, во что превращается территория, на которой они живут, и начинают обвинять тех, кто непосредственно проживает на этих землях. Это еще один мотив для конфликта.
Существует опасность перехода этих конфликтов на этнополитический уровень. Регулярно раздаются призывы решить вопрос путем отделения Дагестана от равнинных районов, создания территориальных образований для жителей равнин и так далее. Люди не видят стремления властей решать эти проблемы. Например, в Дагестане просто перевели земли в республиканский резерв, но статус этих земель не определили. Республиканские власти и чиновники этим не занимаются, хотя проблема грозит серьезными, в том числе, политическими последствиями.
Вместе с тем, по мнению заместителя главного редактора REGNUM Константина Казенина, в земельной сфере на Северном Кавказе есть четыре основные проблемы.
Первая. Отсутствие легального рыночного оборота сельхозземель. Это связано с запретом на их приватизацию, который действует во всех республиках СКФО кроме Карачаево-Черкесии с 2002 года, когда федеральный закон разрешил регионам самим определять дату начала приватизации земель. Последствия тех решений видны и сегодня - сложность для фермерских хозяйств в ведении бизнеса, финансовые потери, связанные с дорогой арендой.
Вторая. Крайне запутанные юридические расклады в земельной сфере приводят к появлению альтернативных правовых систем в землепользовании. Например, в Дагестане две сельские общины, горная и равнинная, игнорируя все сложности республиканского законодательства, заключают между собой договор, который подписывается в мечети и регулирует все вопросы землепользования. В этом нет идеологии, это просто попытка найти более простую систему земельных отношений. Но стихийное появление такого параллельного юридического мира – проблема для государства.
Третья. Нерешенность земельных проблем, возникших в ходе сталинских депортаций и возвращения народов из депортации. Чаще всего это касается Пригородного района Северной Осетии. Там земельная проблема существует на двух уровнях: проблема границ и проблема землеобеспечения ингушских переселенцев. То есть это не чисто земельный вопрос, а, прежде всего, проблема возвращения вынужденных переселенцев, которая включает в себя ряд гуманитарных вопросов.
Четвертая. Проблема идеологизации земельных проблем усилиями местных ученых и общественных сил. Возможность наполнения земельных споров этническим содержанием весьма вероятна. Иногда поводом к этому служат несущественные проблемы. Например, в одной из республик Северного Кавказа недавно создавались новые муниципальные районы, при этом между двумя селами, которые оказались в разных районах, последние двадцать лет не решен спор относительно примерно 500 га пастбищ. Граница нового района прошла так, что она отсекла одно из сел от участка спорной земли. Мгновенно произошла эскалация спора – земля ушла не только к другому селу, но еще и в другой район. И в этом случае существует прямая опасность наполнения этого спора этническим содержанием.
Как считает старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов, этнический фактор действительно сыграл важную роль в развитии земельных конфликтов на Северном Кавказе. Исконные жители равнины часто апеллируют к тому, что у них отобрали земли. Однако старожилы не говорят о том, чтобы изгнать тех, кого пересилили еще в советское время, а значит, люди все-таки придерживаются традиций добрососедства. У старожилов есть претензии к тем, кто пытается переселиться сверх квоты, устроиться на равнине, минуя законодательно установленные процедуры. Жители равнины требуют соблюдения законов и обвиняют нелегальных переселенцев в том, что те пользуются неурегулированностью законодательного статуса земель. Существует множество попыток узаконить эти нелегальные поселения, что приводит к возмущению коренных жителей. По их мнению, земли отгонного скотоводства используются не по назначению. Конфликт переходит на более высокий уровень. Часто бывает, что земли отгонного животноводства вплотную подходят к поселению, которое больше не может расширяться территориально. Возникают конфликты с теми, кто живет на землях отгонного животноводства, которые затем приобретают этнический характер. Таким образом, правовая неурегулированность приводит к этническим конфликтам.
Другая проблема носит экологический характер. Сейчас скот пасется на землях, отведенных под отгонное скотоводство круглый год. Животных больше не отгоняют в горы. В результате, равнины оказываются на грани экологической катастрофы, так как пастбища не успевают восстановиться. Люди видят, во что превращается территория, на которой они живут, и начинают обвинять тех, кто непосредственно проживает на этих землях. Это еще один мотив для конфликта.
Существует опасность перехода этих конфликтов на этнополитический уровень. Регулярно раздаются призывы решить вопрос путем отделения Дагестана от равнинных районов, создания территориальных образований для жителей равнин и так далее. Люди не видят стремления властей решать эти проблемы. Например, в Дагестане просто перевели земли в республиканский резерв, но статус этих земель не определили. Республиканские власти и чиновники этим не занимаются, хотя проблема грозит серьезными, в том числе, политическими последствиями.
Вместе с тем, по мнению заместителя главного редактора REGNUM Константина Казенина, в земельной сфере на Северном Кавказе есть четыре основные проблемы.
Первая. Отсутствие легального рыночного оборота сельхозземель. Это связано с запретом на их приватизацию, который действует во всех республиках СКФО кроме Карачаево-Черкесии с 2002 года, когда федеральный закон разрешил регионам самим определять дату начала приватизации земель. Последствия тех решений видны и сегодня - сложность для фермерских хозяйств в ведении бизнеса, финансовые потери, связанные с дорогой арендой.
Вторая. Крайне запутанные юридические расклады в земельной сфере приводят к появлению альтернативных правовых систем в землепользовании. Например, в Дагестане две сельские общины, горная и равнинная, игнорируя все сложности республиканского законодательства, заключают между собой договор, который подписывается в мечети и регулирует все вопросы землепользования. В этом нет идеологии, это просто попытка найти более простую систему земельных отношений. Но стихийное появление такого параллельного юридического мира – проблема для государства.
Третья. Нерешенность земельных проблем, возникших в ходе сталинских депортаций и возвращения народов из депортации. Чаще всего это касается Пригородного района Северной Осетии. Там земельная проблема существует на двух уровнях: проблема границ и проблема землеобеспечения ингушских переселенцев. То есть это не чисто земельный вопрос, а, прежде всего, проблема возвращения вынужденных переселенцев, которая включает в себя ряд гуманитарных вопросов.
Четвертая. Проблема идеологизации земельных проблем усилиями местных ученых и общественных сил. Возможность наполнения земельных споров этническим содержанием весьма вероятна. Иногда поводом к этому служат несущественные проблемы. Например, в одной из республик Северного Кавказа недавно создавались новые муниципальные районы, при этом между двумя селами, которые оказались в разных районах, последние двадцать лет не решен спор относительно примерно 500 га пастбищ. Граница нового района прошла так, что она отсекла одно из сел от участка спорной земли. Мгновенно произошла эскалация спора – земля ушла не только к другому селу, но еще и в другой район. И в этом случае существует прямая опасность наполнения этого спора этническим содержанием.