Разделять агентов и стукачей
Читать на сайте Вестник КавказаВ течение последних нескольких недель в Армении с подачи законодательной инициативы оппозиционной парламентской фракции "Наследие" обсуждается вопрос о рассекречивании сети агентов, сотрудничавших с КГБ. "Наследием" предлагает раскрыть лиц, открыто либо законспирировано работавших или сотрудничавших с КГБ СССР, разведывательными, оперативно-разведывательными органами, органами контрразведки или спецслужбами других стран до референдума о независимости Армении 21 сентября 1991. "Мы считаем, что принятие закона о люстрации предотвратит назначение на высокие должности лиц с подобной биографией, таким образом органы госуправления будут очищены от людей, прежде сотрудничавших с иностранными спецслужбами. Мы надеемся, что это позволит нашей стране избежать шантажа или давления извне при принятии решений, укрепит суверенитет Армении",- заявил глава фракции Степан Сафарян. По его заверению, люстрация никак не связана с тайными агентами армянских спецслужб.
За безоговорочное принятие законопроекта, помимо партии "Наследие" высказываются партия консерваторов, недавно созданная партия свободных демократов и лидер объединения "Национальное самоопределение", бывший советский диссидент Паруйр Айрикян.
Правящая Республиканская партия Армении устами депутата Ованнеса Саакяна указала на несколько недоработок в проекте закона: "Я как гражданин и депутат выступаю за люстрацию, однако ее техническое претворение недостаточно разработано. В процессе рассекречивания нужно учесть ряд составляющих. Однако в представленном законопроекте есть множество недоработок и упущений. Этим процессом мы изначально ставим под удар деятельность служб национальной безопасности".
Против люстрации выступают и некоторые представители внепарламентского Армянского национального конгресса (АНК). В частности, по словам бывшего замминистра нацбезопасности Гургена Егиазаряна, люстрация поставит под удар национальную безопасность страны, разрушит всю разведывательную систему: "Разведка и контрразведка являются гарантами нацбезопасности Армении. Целью законопроекта, инициированного партией "Наследие", является ослабление страны, поскольку после публикации списков агентов разведки, СНБ не сможет в ближайшие 30 лет внедрять своих агентов за рубежом. У нас не будет информации, и, следовательно, мы не сможем противостоять будущим вызовам". По мнению оппозиционера, своей инициативой партия "Наследие" стремится напомнить о себе перед выборами.
Армянские правозащитники считают, что принятие такого закона будет способствовать очищению общества от синдрома 1937 года, оздоровлению атмосферы в обществе и в стране в целом. Однако, по словам правозащитника Микаела Даниеляна, законопроект недоработан и может повлечь за собой ряд проблем, в том числе "охоту на ведьм". "Я не против законопроекта, но он должен быть четким, ведь у нас многое поставлено "с ног на голову". В законопроекте должна быть проведена четкая дифференциация между профессиональными агентами КГБ и так называемыми стукачами-информаторами. Думаю, что последние должны быть рассекречены. Эти люди "стучали" на своих коллег, однокурсников, соседей. Кроме того, у них, скорее всего, сохранились данные на людей, которые могут играть важную роль в политической жизни страны. Есть большие сомнения в том, что эти информаторы будут использовать имеющиеся сведения в благородных целях",- говорит Микаел Даниелян.
Между тем обсуждение этой проблемы не обозначает реальной перспективы принятия закона - вопросы о рассекречивании агентуры советских спецслужб неоднократно поднимались в Армении и ранее. Наиболее остро этот вопрос был поставлен в начале 1990-х в том числе и бывшими советскими диссидентами Азатом Аршакяном и Паруйром Айрикяном.
Власти и тогда, и впоследствии отвергли эти предложения. Процедура люстрации была проведена в первой половине 1990-х в Прибалтике и нескольких странах Восточной Европы. Однако здесь следует учитывать специфические особенности каждой страны и в частности, то обстоятельство, что Армения по-прежнему находится в состоянии конфликта с Азербайджаном и имеет напряженные отношения с Турцией. В такой ситуации принятие законопроекта будет нецелесообразно и не принесет ничего хорошего для страны. В эту логику укладывается и заявление начальника Службы национальной безопасности, генерал-полковника Горика Акопяна, по словам которого, закон "О люстрации" не будет принят ни сегодня, ни в будущем: "Создается впечатление, что выступающие с этой инициативой не до конца осознают роль и значение органов безопасности Армении и не имеют представления, какие последствия может иметь подобная инициатива для системы безопасности, и особенно для государства. Ни одна спецслужба не может действовать без агентурной сети, и прецедент разоблачения даже тех агентов, которые сотрудничали в прошлом, нанесет значительный удар по всей системе безопасности".
Хотя о люстрации говорят и политические силы, и эксперты, и общественные организации, и некоторые представители интеллигенции, однако в самом армянском обществе этот вопрос сегодня не вызывает интереса. Проблема люстрации была актуальна в начале 1990-х, однако даже тогда, в посткоммунистический период, армянское общество не проявляло к этому вопросу столь высокого интереса. В Прибалтике, Восточной Европе и даже в Германии реализация закона о люстрации не обошлась без элементов "охоты на ведьм". А в Армении таковая еще больше накалит ситуацию и увеличит уровень конфронтации в обществе, имеющем массу социально-экономических проблем. Следует также напомнить, что никаким судом Армении не было определено, что КГБ и другие советские спецслужбы были преступными организациями.
За безоговорочное принятие законопроекта, помимо партии "Наследие" высказываются партия консерваторов, недавно созданная партия свободных демократов и лидер объединения "Национальное самоопределение", бывший советский диссидент Паруйр Айрикян.
Правящая Республиканская партия Армении устами депутата Ованнеса Саакяна указала на несколько недоработок в проекте закона: "Я как гражданин и депутат выступаю за люстрацию, однако ее техническое претворение недостаточно разработано. В процессе рассекречивания нужно учесть ряд составляющих. Однако в представленном законопроекте есть множество недоработок и упущений. Этим процессом мы изначально ставим под удар деятельность служб национальной безопасности".
Против люстрации выступают и некоторые представители внепарламентского Армянского национального конгресса (АНК). В частности, по словам бывшего замминистра нацбезопасности Гургена Егиазаряна, люстрация поставит под удар национальную безопасность страны, разрушит всю разведывательную систему: "Разведка и контрразведка являются гарантами нацбезопасности Армении. Целью законопроекта, инициированного партией "Наследие", является ослабление страны, поскольку после публикации списков агентов разведки, СНБ не сможет в ближайшие 30 лет внедрять своих агентов за рубежом. У нас не будет информации, и, следовательно, мы не сможем противостоять будущим вызовам". По мнению оппозиционера, своей инициативой партия "Наследие" стремится напомнить о себе перед выборами.
Армянские правозащитники считают, что принятие такого закона будет способствовать очищению общества от синдрома 1937 года, оздоровлению атмосферы в обществе и в стране в целом. Однако, по словам правозащитника Микаела Даниеляна, законопроект недоработан и может повлечь за собой ряд проблем, в том числе "охоту на ведьм". "Я не против законопроекта, но он должен быть четким, ведь у нас многое поставлено "с ног на голову". В законопроекте должна быть проведена четкая дифференциация между профессиональными агентами КГБ и так называемыми стукачами-информаторами. Думаю, что последние должны быть рассекречены. Эти люди "стучали" на своих коллег, однокурсников, соседей. Кроме того, у них, скорее всего, сохранились данные на людей, которые могут играть важную роль в политической жизни страны. Есть большие сомнения в том, что эти информаторы будут использовать имеющиеся сведения в благородных целях",- говорит Микаел Даниелян.
Между тем обсуждение этой проблемы не обозначает реальной перспективы принятия закона - вопросы о рассекречивании агентуры советских спецслужб неоднократно поднимались в Армении и ранее. Наиболее остро этот вопрос был поставлен в начале 1990-х в том числе и бывшими советскими диссидентами Азатом Аршакяном и Паруйром Айрикяном.
Власти и тогда, и впоследствии отвергли эти предложения. Процедура люстрации была проведена в первой половине 1990-х в Прибалтике и нескольких странах Восточной Европы. Однако здесь следует учитывать специфические особенности каждой страны и в частности, то обстоятельство, что Армения по-прежнему находится в состоянии конфликта с Азербайджаном и имеет напряженные отношения с Турцией. В такой ситуации принятие законопроекта будет нецелесообразно и не принесет ничего хорошего для страны. В эту логику укладывается и заявление начальника Службы национальной безопасности, генерал-полковника Горика Акопяна, по словам которого, закон "О люстрации" не будет принят ни сегодня, ни в будущем: "Создается впечатление, что выступающие с этой инициативой не до конца осознают роль и значение органов безопасности Армении и не имеют представления, какие последствия может иметь подобная инициатива для системы безопасности, и особенно для государства. Ни одна спецслужба не может действовать без агентурной сети, и прецедент разоблачения даже тех агентов, которые сотрудничали в прошлом, нанесет значительный удар по всей системе безопасности".
Хотя о люстрации говорят и политические силы, и эксперты, и общественные организации, и некоторые представители интеллигенции, однако в самом армянском обществе этот вопрос сегодня не вызывает интереса. Проблема люстрации была актуальна в начале 1990-х, однако даже тогда, в посткоммунистический период, армянское общество не проявляло к этому вопросу столь высокого интереса. В Прибалтике, Восточной Европе и даже в Германии реализация закона о люстрации не обошлась без элементов "охоты на ведьм". А в Армении таковая еще больше накалит ситуацию и увеличит уровень конфронтации в обществе, имеющем массу социально-экономических проблем. Следует также напомнить, что никаким судом Армении не было определено, что КГБ и другие советские спецслужбы были преступными организациями.