Политика России на Каспии 2012 году

Читать на сайте Вестник Кавказа
2011 год не стал переломным моментом в развитии ситуации вокруг Каспийского региона. По-прежнему тенденции, которые складываются в сфере безопасности, решения вопроса правового статуса Каспия, трубопроводных маршрутов – разнонаправлены. Интересы стран «каспийской пятерки» сблизились по вопросу подписания Конвенции о правовом статусе моря, но по остальным спорным проблемам единство позиций отсутствует, и этот фактор ведет к росту рисков на региональном уровне, которые дополняются дальнейшим обострением ситуации вокруг Ирана.

Интересы России в 2012 году будут лежать в сфере ограничения влияния внерегиональных сил на Каспии, усиления военной группировки как фактора сдерживания и противодействия возможным рискам, в том числе - повышения уровня террористической угрозы для нефтегазовых месторождений в регионе.

Ключевая проблемная зона в ситуации вокруг Каспия на текущий момент - продолжающийся процесс милитаризации региона. Причем речь идет не только об увеличении военного потенциала каспийской пятерки, но и о все более очевидном участии внерегиональных игроков в реализации программ перевооружения флотов Азербайджана и Казахстана. Эти шаги Вашингтона вызвали достаточно резкую реакцию со стороны Москвы и Тегерана. По заявлению российской стороны, «охрана морских границ является внутренним делом и прерогативой прибрежных государств, которые не нуждаются в услугах третьих стран». Что касается Тегерана, то официальный представитель МИД Ирана заявил, что военное присутствие внерегиональных сил еще более запутает ситуацию с решением проблем Каспийского моря. Сближение позиций Москвы и Тегерана в этом вопросе, скорее всего, продолжится и в 2012 году.

Еще одним центральным вопросом каспийской повестки дня в 2011 году была тема Транскаспийского газопровода. Очевидно, что реализация этого проекта остается одним из приоритетов ЕС, но при этом вступает в противоречие с энергетической стратегией России в регионе. Вероятно, в 2012 году вопрос о транскаспийских проектах будет предметом сложных переговоров Москвы с Баку, Ашхабадом и Астаной.

Позиционная борьба между Москвой, Брюсселем и Вашингтоном пока не привела к окончательной победе ни одной из сторон и вряд ли в ближайшем будущем эта «большая игра» завершиться. Для Москвы большим успехом можно считать тот факт, что Казахстан до сих пор придерживается российских подходов по вопросу о том, что строительство газопровода возможно только после подписания Конвенции, с учетом позиций других стран каспийской пятерки. Однако существует возможность, что под давлением внешних сил Астана скорректирует позицию в этом вопросе. Тем более что американская дипломатия устами посла в Азербайджане уже заявила о недопустимости вмешательства третьих стран в переговоры о создании транскаспийской трубопроводной системы.