ПЕРЕДЕЛКИНО – ИЗЛЮБЛЕННОЕ МЕСТО КАВКАЗСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ
Читать на сайте Вестник КавказаДалеко не все современные кавказские писатели имели возможность жить и работать в писательском подмосковном поселке Переделкино. Но среди тех, у кого кто такая возможность была - немало выдающихся мастеров слова. В Переделкино можно проводить экскурсии, во время которых знающий гид покажет вам дачи Фазиля Искандера, Чингиза Гусейнова, Алима Кешокова, Дом творчества, в котором останавливались многие известные авторы.
В Переделкино три формы проживания писателей и их семей - в частных домах, на арендованных дачах и в Доме творчества. Частных писательских домов с просторными земельными наделами в писательском поселке до недавнего времени было всего 19 – их некогда построили для переживших блокаду ленинградских писателей . На остальных дачах писатели и их семьи живут на правах пожизненной аренды. Но в большинстве своем писатели, в том числе и кавказские, пользуются Домом творчества. В его просторных номерах можно жить и работать по несколько месяцев.
Из кавказских авторов ныне дача в частной собственности только у известного азербайджанского писателя, профессора, доктора филологических наук, долгие годы живущего в Москве, Чингиза Гусейнова. История этой дачи сама может стать сюжетом для увлекательной повести. Дело в том, что эту дачу Чингизу Гасановичу завещала более старшая по возрасту супружеская пара, с которой долгие годы дружила семья Гусейновых. При этом завещание, как это происходит в таких случаях, было обнародовано после смерти пожилой бездетной супружеской пары и для семьи Гусейновых стало неожиданным. Только тогда Чингиз Гасанович понял, почему многие годы подряд его друзья всякий раз, когда он заводил речь о попытках купить любую дачу в Переделкине, отговаривали от этого шага.
- С нашими друзьями – милейшими и добрейшими людьми – мы долгие годы жили душа в душу, - поведал мне историю своего дома в Переделкино Чингиз Гасанович. – В советские годы я мог купить здесь дачный домик, поскольку гонорары тогда платили достойные. Но наши друзья отговаривали, мол, не спеши… Оказывается, они свой домик завещали нам, не сказав об этом не слова. Но мы-то хотели жить рядом с ними, по соседству, общаться… Накопленные деньги я потратил на строительство дома, который стоит здесь до сих пор. Прежде на его месте располагался небольшой дачный домик – уютное гнездо наших друзей.
Чингиз Гусейнов рассказал о Доме творчества в Переделкино:
- Дом творчества сыграл колоссальную роль в развитии литературы народов СССР. Здесь многие национальные писатели создавали свои труды. Я сам написал здесь основные произведения. Приезжали в Дом творчества писатели из Азербайджана, Армении, Грузии, Дагестана - Чабуа Амирэджиби, Нодар Думбадзе, Мирза Ибрагимов, Ашот Граши, Расул Гамзатов, Фазу Алиева… Мы общались. Завязывались отношения с переводчиками на русский язык. Атмосфера в Доме творчества была творческой, она склоняла к работе, но в тоже время все бурлило. В рабочее время тишина стояла полная, а после – застолья, беседы, гости, случались даже драки…
В так называемой арендованной даче в Переделкине жил известный кабардинский писатель Алим Кешоков. Очевидно, свой главный роман «Сломанная подкова» он писал именно здесь. В блестящем переводе Владимира Солоухина, этот роман вошел в число выдающихся произведений о борьбе кавказских народов против фашистов.
По рассказам писателей, получить переделкинскую дачу в аренду было очень трудно. После смерти члена Союза писателей, как правило, его семья из Переделкина не уезжала. Изменения были кончины в годы перестройки. Вот тогда здесь поселились новые жильцы, в том числе и «кавказцы» Булат Окуджава и Фазиль Искандер. Окуджаве вручили премию «Буккер», которую он хотел полностью потратить на покупку дачи, но это ему не удалось осуществить. Ныне дача Булата Окуджавы – это государственный музей.
История с недвижимостью Фазиля Искандера оказалась намного печальнее. В 1983 году он вошел в один из жилищно-дачных кооперативов Литературного фонда Союза писателей СССР. В начале 1990-х писатель внес 30 тысяч долларов (весь гонорар от издания трехтомного сборника новелл «Сандро из Чегема») за будущую трехкомнатную дачу-квартиру. Но накануне сдачи писательского дома Фазиль Абдулович согласился на уговоры председателя писательского кооператива и уступил свою очередь какому-то «нужному человеку». Чиновники обещали предоставить Искандеру квартиру в следующем жилищно-дачном кооперативе, но и после выяснилось, что при распределении о нем «забыли». Литфонд предложил в качестве компромисса временно поселиться в Переделкине. Ситуация оказалась сложной еще и потому, что ныне Литфонд никаких дачных посёлков уже не строит. Фазиль Искандер с присущей ему интеллигентностью по сей день обращается во многие организации, имеющие отношения к этой истории, но вразумительных ответов ни от кого не слышит. Фазиль Абдулович понимает, что никто ради него новый дачный посёлок строить не начнет, но выход он предложил – взамен так и не полученной, но полностью оплаченной квартиры, отдать ему в собственность арендуемую более 20 лет недвижимость в Переделкине. Но и на это предложение чиновники не дают ответа великому русско-абхазскому писателю.