Победить коррупцию можно внедрением практики создания репутационного капитала

Читать на сайте Вестник Кавказа
Борьба с коррупцией была объявлена российскими властями одним из приоритетов. Недавно президент подписал закон, обязывающий банки проверять декларации чиновников о доходах. Банки также будут обязаны предоставлять сведения о финансовых операциях, осуществляемых чиновниками. Однако коррупция продолжает оставаться тормозом развития страны.

Как заявил в ходе видеомоста Москва – Брюссель на тему "Коррупция: методы борьбы и пути решения проблемы. Опыт России и ЕС" директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, «коррупция – своего рода рента на государственную власть. Дело в том, что государственная власть осталась практически той же, что был в феодальном обществе, когда и сама власть, и ресурсы ее осуществления были собственностью властных лиц, а социальная позиция чиновника изменилось – теперь он наемный рабочий». Это противоречие, отметил Журавлев, разрешается за счет коррупции. В этом смысле это естественное состояние общества. Но это не значит, что с коррупцией не надо бороться. "С коррупцией надо бороться, нужно ее минимизировать, но ее нельзя совершенно уничтожить, пока существует это противоречие", - сказал Журавлев.
Когда в 1990-е было принято сознательное решение перейти к капитализму, политические и экономические блага стали концентрироваться в руках одних и тех же людей, что привело к ситуации, в которой богатый человек всегда признается правым. Эксперт отметил необходимость общественного контроля над чиновниками, однако призвал четко сформулировать это понятие. "Общественный контроль как дублирование правящей власти невозможно, но очень часто это воспринимается именно так", - считает Журавлев. По его мнению, никакая форма внешнего контроля не решит проблему коррупции без осознания важности репутационного капитала, понятие которого в России отсутствует. Введение этого понятия в российскую действительность осложняется следующим обстоятельством: "Человек, попадающий в чиновничью систему, будучи искренне милейшим человеком, меняется психологически и начинает воспринимать окружающий мир с некоторой дистанции", – отметил Журавлев.
По мнению эксперта, нужно создать условия, в которых коррупция будет невыгодна в широком смысле. Журавлев предложил создать такие меры наказания коррупционеров, при которых чиновникам будет выгоднее получать установленную зарплату, нежели коррумпированные средства. При этом вопросам зарплаты и социальной обеспеченности чиновников должно уделяться особое внимание. "Нужно, чтобы люди были честными, но нельзя строить систему власти в расчете на героев. Как говорил Брехт, солдаты-герои нужны бездумным генералам", – сказал Журавлев. Он также напомнил о неудачном опыте советской системы, которая была выстроена на принципе подвига и геройства.
По словам директора Института региональных проблем, понятие репутационного капитала на Западе имеет гораздо больше значение, нежели в России. Этот фактор обеспечивает конкуренцию на чиновничьем рынке в Европе и таким образом влияет на уменьшение степени коррупции. Пока практика создания репутационного капитала не будет применяться в России, коррупция будет неистребима.

Отвечая на вопрос корреспондента «ВК» о том, насколько коррупционный имидж некоторых чиновников повлиял на результаты недавних парламентских выборов, председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов заявил, что правящая элита имеет в обществе имидж коррумпированной структуры. Выборы стали лишь фрагментарным проявлением коррупции, а протестные настроения в отношении результатов выборов – выражением частного, а не комплексного недовольства по поводу происходящего. Эксперт отметил, что правящая элита воспринимает власть как бизнес и создала обществу соответствующие предпосылки для недовольства. Кабанов думает, что если данные о фальсификациях на выборах подтвердятся, можно будет говорить о политической коррупции.
Эксперт убежден, что борьба с коррупцией была использована как тренд президентом Дмитрием Медведевым, однако Владимиру Путину будет сложно продолжить эту тенденцию, потому что именно он окружил себя людьми, которые в значительной степени отвечают за коррупционную ситуацию в России. Говоря о специфики коррупции на Северном Кавказе, Кабанов напомнил о традиционной клановости, а также сказал, что коррупция связана с экстремистской деятельностью. Доклад, подготовленный Национальным антикоррупционным комитетом, который будет представлен президенту 5 июля, говорит о том, что нагнетание проблемы экстремизма местными силовыми органами и региональными элитами на Северном Кавказе осуществляется искусственно для того, чтобы получать дополнительные средства. Так называемые антигосударственные настроения, на самом деле, не антигосударственные – они направлены против чиновников, которые разворовывают бюджеты и нарушают принцип социальной справедливости. "Любая страна – это страна с давней историей коррупции, только какие-то страны от нее уже избавились", – отметил Кабанов.
Комментируя успехи Грузии в борьбе с коррупцией, Кабанов отметил, что там была истреблена "низовая" коррупция в полиции путем замены 90% служащих, введения принципов прозрачности системы и контроля. "Думаю, что политическая коррупция в Грузии как существовала, так и существует", - сказал Кабанов, подчеркнув, что в Грузии власть делает все для того, чтобы люди относились к ней лояльно, не выходили на улицы и не присоединялись к оппозиции.