Арам Карапетян: «Наиболее целесообразный вектор для Армении – пророссийский»
Читать на сайте Вестник КавказаПрезиденты России, Белоруссии и Казахстана 18 ноября подписали декларацию о евразийской экономической интеграции - "дорожную карту" интеграционного процесса, конечной целью которого провозглашается создание Евразийского экономического союза. Оппозиционный политик, лидер армянской партии “Новые времена” Арам Карапетян в интервью «ВК» рассказал о перспективах присоединения Армении к Евразийскому союзу независимых государств с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным и культурным пространством.
- Целесообразно ли присоединение Армении к новым интеграционным объединениям?
- XXI век – век региональных объединений. Примеров тому множество - Панамериканский союз, который создается США и странами Латинской Америки, Европейский союз, Китай, который активно инициирует интеграционные процессы в регионе. Думаю, что в этом контексте, в конечном итоге мы также должны как-то определиться со своими внешнеполитическими приоритетами и векторами. И, на мой взгляд, наиболее правильным, целесообразным вектором для Армении является именно вектор пророссийский. Тем более, что реальные механизмы интеграционных процессов на постсоветском пространстве уже действуют, к примеру, в виде Таможенного союза. Таким образом, я считаю, что идея по созданию Евразийского союза, выдвинутая российским премьером Владимиром Путиным, имеет все шансы на реализацию, и что наша страна, безусловно, должна присоединиться к этой структуре. Примет ли Армения участие в этих процессах – совершенно другой вопрос.
- Можно ли считать отсутствие общих границ с будущими членами Евразийского союза препятствием на пути интеграции Армении в эту намечающуюся организацию?
- Заявления, согласно которым отсутствие общих границ с Россией, Белоруссией и Казахстаном, якобы может воспрепятствовать вступлению Армении в уже существующий Таможенный союз, являющийся первым шагом на пути создания Евразийского союза необоснованны. Этих общих границ у нас нет и с европейскими странами, что не мешает нашим властям практически на всех встречах с европейскими чиновниками заявлять, о том, что евроинтеграция является одним из приоритетных направлений внешней политики Армении. Более того, в настоящий момент ведутся активные переговоры по заключению Ассоциативного соглашения с ЕС и подписанию договора о свободной торговле, в которых никто, почему-то не апеллирует к отсутствию общих границ. Мне кажется, что вопрос упирается в полную неразбериху, которой охвачена внешнеполитическая линия Армении, в которой даже нет единой повестки дня. В этих условиях наши власти обещают вступать во все возможные международные организации, и ни в чем никому не отказывают. Как результат при первой же попытке Армении активизировать контакты с тем или иным силовым центром, начинается вполне естественное давление со стороны другого, противоположного центра. Таким образом, учитывая, что тактика сегодняшней армянской дипломатии ничего общего с комплементаризмом не имеет, думаю, что момент истины, наконец-то, настал. Сегодня, когда власти Армении находится в очень неловкой ситуации, они просто поставлены перед необходимостью вынужденно сделать выбор, поскольку дальше заигрывать с мировыми силовыми центрами уже невозможно. И у меня есть серьезные опасения, что выбор будет сделан не в пользу Евразийского союза, для чего наши власти могут выдумать массу причин, чтобы не вступать в Евразийский союз. Причины тут более чем прозаические и не имеют ничего общего с государственными интересами Армении. Вступление в Евразийский экономический союз предполагает, прежде всего, присоединение к Таможенному союзу. А власти Армении и их пособники, олигархи-импортеры очень не хотят в Таможенный союз, учитывая, что членство в этой организации предполагает двойной контроль над импортом и экспортом товаров из Армении. Таким образом, власти-олигархи лишатся механизмов по получению “откатов” на таможенных пунктах, и осуществлению различных махинаций, связанных с ценообразованием на импортируемые в республику товары.
- Но подписание Арменией в Санкт-Петербурге договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ, являющегося основой будущего Евразийского экономического союза, как будто говорит о желании ее руководства интегрироваться в будущий Евразийский экономический союз...
- Даже несмотря на это, наша действующая власть не стремится в Евразийский союз. Упомянутый же вами договор о присоединении к зоне свободной торговли, был подписан лишь потому, что нашему руководству очень были нужны кредиты от фонда ЕврАзЭС. Вступление в Евразийский союз – это самоубийство для армянских олигополий, тесно сращенных с властью, поскольку в этом случае надо будет держать в соответствующем состоянии экономические, бюджетные показатели, а эмиссионным центром будет рубль. Для Армении вступить в этот союз будет означать полную смену парадигмы управления, всей ее системы. Соответственно, даже если власть будет декларировать свою готовность вступить в этот союз, это будет очередным притворством. Мне кажется, что и нерешительность наших политических партий – опять-таки результат неопределенной политики государства в целом. Кроме того, впереди парламентские выборы, и каждая партия в своих амбициях в той или иной мере опирается на внешние силы, будь то Россия или Запад. Эта зависимость также приводит к нерешительности. Сегодня более чем очевидно, что никто не осмеливается открыто высказаться против российской инициативы, нет весомых аргументов для этого. Более того, виду отсутствия в Армении системной оппозиции, власть сама расправляется со своими представителями ставшими неугодными и впавшими в немилость. Власть не имеет ни единой экономической концепции, ни единой политической концепции, ни общей идеологической базы. И сейчас когда ситуация в мировой экономике ухудшается, что не может не сказаться на Армении, появляется необходимость просеивания этой системы. Ресурсы истощаются, следовательно, начинается борьба за остаток этих ресурсов.
- Вы согласны с бытующим на экспертном уровне мнением, согласно которому идея о создании Евразийского союза считается противовесом программе ЕС “Восточное партнерство”?
- К сожалению, есть реалии, которые, на мой взгляд, невозможно игнорировать. Армения никогда, кроме периода правления Тиграна Великого, в политическом плане не была самодостаточным государством. Поскольку если заглянуть в историю можно увидеть, что многие армянские цари назначались со стороны крупных в то время держав – Вавилона, Парфии, Рима, Византии. Армения и сегодня не имеет тех политических и, тем более, экономических ресурсов, чтобы жить и развиваться, не будучи интегрированной в какое-либо региональное объединение. Но интеграция, а тем более инкорпорирование в какой-то союз предполагает автоматический отказ от другого объединения. За 20 лет независимости Армении мы постоянно куда-то вступали: то мы стремимся в Евросоюз, то в НАТО хотели было вступить на заре “лихих” 90-х, потом вдруг вздумали присоединиться к ОДКБ и т.д. Чего мы достигли за эти годы, что получили в результате? Экономики как не было, так и нет, половина жителей уехала из страны. При этом, я думаю, что европейцы не заинтересованы в том, чтобы вкладывать инвестиции в экономику Армении. Между нами просто нет той органической связи, которая есть, к примеру, между Арменией и Россией. Ничего не поделать, что исторически так сложилось, что Армения и армяне для русских – “свои”. У нас нет необходимости уговаривать русских вкладывать здесь инвестиции, поскольку у них у самих есть сознание необходимости развивать армянскую экономику. Россия обладает всеми видами полезных ископаемых, известными человечеству. Кроме того, не следует забывать и о том, что Евросоюз переживает сегодня отнюдь не лучшие дни, а Брюссель просит Китай и Россию кредиты для удержания евро от обвала.