Эроси Кицмаришвили: «Революция роз» дала плохой результат Грузии»
Читать на сайте Вестник КавказаВ Грузии отметили восьмую годовщину «революции роз», впрочем, лидеры революции уже давно не составляют единую команду. Экс-премьер Зураб Жвания угорел в квартире своего близкого друга. Бывший председатель парламента Нино Бурджанадзе перешла в открытую оппозицию президенту. Эроси Кицмаришвили, бывший владелец и руководитель независимой телекомпании «Рустави-2», без которой революции бы просто не было, продал свое детище еще в 2004 году и уехал в США. Но вскоре вернулся и начал бороться против «автократического режима Саакашвили». Эроси Кицмаришвили поделился своим мнением об итогах «революции роз» с корреспондентом «ВК».
- Как бы вы, спустя восемь лет, оценили то, что произошло в Грузии в ноябре 2003 года?
- У меня двоякая оценка того, что происходило. Произошла определенная переоценка прежних своих представлений. С другой стороны, я никогда не забуду ту радость, которую вызвала в народе наша мирная революция. Эту радость переоценить невозможно. После победы революции у страны возникли огромные перспективы. Была огромная поддержка в мире, неподдельная поддержка общественности. То есть, полная готовность всех институтов (как внешних, так и в внутри страны), на реформы, прогресс и обновление. У нас был полный карт-бланш. Такая ситуация возникает раз в сто лет. Но осмысливая, сколько возможностей мы упустили за эти восемь лет, я сильно огорчаюсь. Так что, говорить о праздничном ощущении невозможно.
С другой стороны, какие-то прогрессивные реформы все-таки были проведены. Но наблюдая за тем, что сейчас происходит в грузинском обществе, глядя на авторитаризм правящей верхушки и социальное положение людей, говорить о результативности революции не приходится. Даже наоборот, сегодня мы находимся на том же перекрестке, на котором были в 2003 году. С той разницей, что мы потеряли время и потеряли территории.
Могу с горечью сказать, что революция 2003 года дала плохой результат для этой страны. Грузия сегодня находится даже в худшем положении, чем была в 2003 году. Да, было много проблем внутри страны, да, было несостоявшееся государство, зато тогда существовала надежда на изменение к лучшему и эта надежда, к сожалению, растаяла.
То, что электроэнергия подается 24 часа в стуки в отличие от времен Шеварднадзе, и в городах появились красивые фасады – по сути ничего не меняет. Потому что общество сейчас находится в полной прострации и нужен долгий период выхода из этой депрессии.
Большинство грузинского населения, оглядываясь назад, вспоминая те надежды, которые у них были, оценивают произошедшее негативно. Мы потеряли надежду на построение европейской демократии, люди замкнулись в себе.
В плане экономическом страна топчется на месте и если бы не финансовая помощь Запада, мы бы находились в еще худшем положении. Вместо того чтобы стать частью Европы, Грузия осталась в режиме постсоветского авторитарного правления.
- То есть вы считаете, что революция был ошибкой?
- Я не говорю, что сама революция была ошибкой. Просто ее лидеры повели себя неправильно. Революция 2003 года была необходима и неотвратима. Это была бархатная, прогрессивная революция. Революция ставила целью изменение устаревшего режима. Именно с этой идеей выходили на улицы люди. Эту идею поддерживали неправительственные организации и прогрессивные журналисты. С такой же идеей выходили люди в конце 1980-х в Праге, других европейских городах и меняли свою страну в лучшую сторону. Но один человек - Михаил Саакашвили – присвоил себе все блага революции. Он привел страну в тупик. Так что, революция была необходима, она была велением времени и народа, жаждущего перемен, но результата мы не достигли.
Моя личная ошибка состояла в следующем: победив Шеварднадзе и его режим, я отошел в сторону и отдал все бразды правления Саакашвили, потеряв тем самым рычаги влияния на процессы. Если бы я остался в процессе, если бы смог удержать медийные структуры и открыто участвовал в управлении страной, она сегодня была бы другой. Во всяком случае, не такой как сегодня. Но я попытался избежать диалектики, поскольку не желал превращаться в Робеспьера или в Саакашвили. Наоборот, отошел от управления процессами. В том была моя глубочайшая ошибка, которую я до сих пор пытаюсь исправить. Надеюсь, это удастся, и мы приведем эту страну к успеху и демократии.
Сегодня мы подходим к Рубикону – имею в виду выборы, которые на подходе (парламентские выборы в Грузии состоятся в октябре 2012 года, – прим. ВК) и появление нового игрока, будоражащего власти и население (имеется в виду миллиардер Бидзина Иванишвили, – прим. ВК). Складывается опасная для власти ситуация, поэтому власть пытается активизировать свою пропагандистскую машину.