"Набукко" в тисках конкурентов

Читать на сайте Вестник Кавказа
Шансы на реализацию проекта «Набукко» уменьшаются, так как его может заменить более дешевый газопровод. Не исключено, что прагматические соображения в Еврокомиссии берут верх, передает Deutsche Welle.

Представители Еврокомиссии в эти дни фактически признали: куда важнее отдельных проектов для ЕС реализация более масштабного плана – открытия «Южного коридора», то есть транспортировки газовых ресурсов из Каспийского региона в Европу в обход России. Проект «Набукко» – лишь один из возможных вариантов реализации этого плана. Причем довольно дорогой вариант, как заявил комиссар по вопросам энергетики ЕС Гюнтер Оттингер. Участники консорциума вынуждены пересматривать ранее заявленную стоимость проекта в 7,9 миллиарда евро. Оттингер исходит из того, что «Набукко» может стоить «от 10 до 14 миллиардов евро».

На фоне ослабления политического лобби продолжает уменьшаться потенциальная ресурсная база для «Набукко». Так, Туркмения объявила о подписании договора, который предполагает значительное увеличение поставок в Китай, в ближайшей перспективе – до 65 миллиардов кубометров в год. Говорить о скором участии в «Набукко» других возможных поставщиков, кроме Азербайджана, – Ирака, Ирана или, к примеру, Казахстана – не приходится.

«Набукко» может оправдать свое существование в том случае, если удастся обеспечить половину наполняемости трубы за счет азербайджанского газа со второй площадки месторождения «Шахдениз». Это 16 млрд. кубометров газа ежегодно, шесть из которых, согласно договоренности между Баку и Анкарой, останутся в Турции, а десять пойдут дальше в Европу. Но за право транспортировать газ с «Шахдениза» борются сразу несколько проектов – TAP, ITGI, а также новый проект компании BP. Все они хотят использовать уже существующие в Азербайджане и Турции трубопроводы, лишь модернизировав их.

«Набукко» же предполагает дорогостоящее строительство через территорию Турции новой трубы. Разрабатываемые Азербайджаном и Турцией планы проложить свой собственный газопровод для экспорта шахденизского газа в Европу не мешают, согласно официальным заявлениям сторон, реализации «масштабного проекта «Набукко», но, по сути, ставят вопрос о целесообразности последнего в случае, если у него не будет в запасе туркменского газа.

Еврокомиссар Гюнтер Оттингер всегда утверждал, что, несмотря на все сложности, шансы «Набукко» на успех высоки. Но в конце ноября 2011 года он заявил, что, «в первую очередь, это дело консорциума по разработке „Шахдениза“ – кому они продадут свой газ». А помощница Оттингера Марлене Хольцнер в разговоре с корреспондентом Deutsche Welle не исключила, что от «Набукко» в его нынешнем виде откажутся. «Я не знаю, какой проект в итоге будет реализован. Это может быть и не „Набукко“, и не TAP в чистом виде, а какое-то объединяющее эти два проекта решение»,– уточнила помощница еврокомиссара.

Если газ из «Шахдениза» будет поступать в Европу через уже существующие сети, то, как дала понять Хольцнер, в ЕС не намерены настаивать и на строительстве Транскаспийского газопровода, переговоры о котором начались между ЕС, Туркменией и Азербайджаном осенью 2011 года. Этот газопровод, по замыслу, должен соединить по дну Каспия Туркмению и Азербайджан.

Данная ветка могла бы стать естественным рукавом «Набукко». Хотя, по словам Хольцнер, Транскаспийский газопровод и «Набукко» не задуманы как составные части единого целого, но первый из них все же «должен стать частью более крупного трубопровода». «Так что если Азербайджан примет решение о том, чтобы пользоваться трубой с меньшей пропускной способностью, позволяющей перекачивать только 10 миллиардов кубометров газа в Европу в год, то нам надо будет думать, что делать с Транскаспийским газопроводом. Может быть, его строительство и не понадобится»,– добавила Хольцнер.