«Положить конец политической вакханалии в Армении можно лишь посредством группы интеллектуалов»

Читать на сайте Вестник Кавказа
Член инициативной группы оппозиционного движения “Сардарапат” Жирайр Сефилян в интервью «ВК» говорит о скорой кончине «третьей республики» и путях выхода из создавшейся в Армении тяжелой внутриполитической ситуации. 

- Весной 2012 года в Армении пройдут парламентские выборы. Подвергнется ли качественным изменениям политическая ситуация в республике после подведения их итогов? Будет ли новый взрыв недовольства в обществе, как это было в 2008 году или же все будет более прозаично и сведется к договорному дележу власти между новой коалицией?

- Прежде всего, отмечу, что потенциал взрывоопасности в народе существует и сегодня. Другое дело, что нет политической силы для его организации. Мы не ищем приключений, но делаем все в направлении этой организации. Потенциал для восстания есть и сегодня, но он будет и завтра, и через полгода. Что касается парламентских выборов в Армении, то они так и не обросли признаками выборов общегосударственных, и я не ожидаю, что это произойдет весной 2012 года. Накал взрывоопасности в республике растет лишь в период после выборов президентских. Таким образом, парламентские выборы в 2012 году будут похожи на выборы 2007 года, поскольку властям, как и тогда, удастся, распылив силы оппозиции, сформировать политическое поле по своему усмотрению. То есть, тут проблемы я не вижу.
Мы уже давно считаем, что провести в Армении качественные изменения посредством выборов невозможно, учитывая их систематическую фальсификацию, ставшую уже традицией. Все же политические силы, продолжающие упорно принимать участие в этом фарсе под названием “выборы” являются элементарными пособниками действующего режима. Все согласившиеся принять участие в предстоящих выборах либо наивны, что я считаю крайне сомнительным, либо являются орудием различного калибра в руках власти предержащих. Болото, которое называется в Армении политическим полем, полностью подконтрольно действующим властям. 

- Вы неоднократно упоминали о скорой кончине третьей республики Армения и появления четвертой республики. Какие предпосылки существуют для этого и в чем проявиться появление Четвертой Республики?

- Третья республика Армения которая, несмотря на свои 20 лет похожа на маразматического старика, полностью себя исчерпала и поэтому мы более чем убеждены, в ее неминуемом обрушении. Однако для нас главное - создание основ новой Четвертой Республики Армения, чтобы после обрушения третьей не остаться, образно говоря, под ее обломками. Движение “Сардарапат” сегодня занимается именно созданием этих необходимых основ. Мы работаем с мыслящей частью армянского общества, интеллектуалами как в Армении, так и в диаспоре, поскольку придаем большое значение ее активу в лице людей, которым небезразлична судьба Армении. И мы делаем все для их вовлечения в предстоящий процесс постройки новой государственности Армении. Очень большая работа ведется в направлении нашей молодежи, которая имеет огромный потенциал. Мы отнюдь не собираемся создавать молодежного крыла в нашем движении, как это принято среди политических сил Армении. Напротив, молодежь, растворившись в инициаторах “Сардарапата”, будет принимать равнозначное участие во всех наших инициативах. В нашей инициативной группе уже есть молодые люди, с которыми мы ведем диалог на равных правах. Наша цель именно в этом, в создании крепкого молодежного ядра, которое бы не боялось действовать самостоятельно и брать на себя ответственность и инициативу в случае необходимости. Наше же поколение должно стать своеобразным мостом для проникновения молодежи в активную политическую деятельность на качественно новом, чистом политическом поле, формированием которого мы занимаемся. Суть всего этого в том, что мы не представляем новаторства, коренных изменений без участия, энергии и мысли нашей молодежи. Хотя мы можем провести работу по созданию основ новой Республики в концептуальном смысле своими силами, наша цель именно в привлечении как минимум нескольких сотен человек, которые на основе общей идеи начнут создавать это новое государство. Главное для нас – не создание красивой, хорошей программы. Главное – собрать костяк нации, состоящий из людей являющихся носителями общих идей. Поэтому, наша работа сегодня очень интенсивна, и в ней, безусловно, уже есть существенные достижения. 

- Какие вы видите способы для достижения целей движения?

- Сегодня мы уже разрабатываем долгосрочную программу действий, главным в которой является не то, как мы будем избавляться от существующего режима, а то, что мы будем делать после этого. Могу вас заверить в том, что избавление от властей не заключает в себе особых трудностей, трудности начнутся после этого избавления. Мы должны четко знать, как Армения в очень сжатые сроки будет поставлена на рельсы быстрого развития. Мы прекрасно осознаем, что Армения не Швейцария, что мы не в центре Европы, понимаем в каком регионе мы находимся. И у нас есть очень небольшой отрезок времени для многократного увеличения качества нашего нового государства. Мы просто обречены на то, чтобы при небольших размерах, иметь больше качества.
В этом смысле предстоящая армянская революция будет иметь свои особенности и качества, которые имеют все революции, произошедшие в последний период. Выход из создавшейся ситуации заключается в создании нового политического поля, на котором будут действовать новые правила, неподконтрольные властям. Это для нас является приоритетом. После появления нового политического поля, игроки которого откажутся от поклонения материальным благам, властям ничего не останется, как сдаться. Ну не будут же они резать и расстреливать тысячи людей. Вина за то, что власть все еще существует, полностью лежит на оппозиции, которая за все эти годы не смогла собрать людей, которые бы что-либо противопоставили и изменили существующее поле. После того, как армянские партии не состоялись в политическом смысле, политикой в Армении стали заниматься люди в психологическом смысле больше похожие на торговцев, чем на политиков, с единственной целью защиты собственных интересов.
“Сардарапат” намерен положить конец всей этой политической вакханалии, сформировав не одного лидера, а группу интеллектуалов, людей, под предводительством которых Армения, наконец, пойдет вперед. После того, как мы наберем нужное количество этих людей, мы призовем народ на улицы, чтобы под давлением его воли избавиться от властей. Мы не будем призывать народ на улицы, чтобы свалить власть, а уже потом решать, что делать дальше. “Сардарапат” призовет народ, имея четкое понимание того, каковы будут дальнейшие действия.
И в Тунисе, и Египте народу удалось избавиться от режимов, но при этом вопрос о том, что делать дальше, все еще открыт. Важно знать, во имя чего нужно все менять, и когда народ это будет знать, когда люди поймут, какие откроются перспективы, они осознают, что ради этого содержательного будущего стоит начать борьбу. Такой взрыв уже был 1 марта 2008 года, когда народ продемонстрировал, что не намерен мириться с тиранией. Мы всегда ценили и сейчас ценим качества нашего народа, но этот взрыв произошел исключительно во имя перемен.

- В чем причина того, что потенциал диаспоры остается невостребованным действующими властями. В том, что угрозы и риски превышают перспективы?

- С 1991 года мы были свидетелями стараний властей внести раскол между Арменией и диаспорой по принципу “Армения армянам”, “диаспора диаспоре”. Это нанесло большой удар по идее объединения нации. Беда в том, что постепенно развиваясь, эта мысль со временем превратилась в стереотип. Однако сегодня “Сардарапату” практически удалось его разрушить, благодаря неустанной работе в этом направлении. Причина подобного отношения к диаспоре заключалась в том, что власти Армении все эти годы никогда не верили в потенциал армянства, в них преобладало раболепие, они никогда не ставили целью создание мощного государства. Единственным их стимулом всегда было сохранить свою власть и свои кресла. Именно отсюда родились подобные несуразные проекты. И сегодня все то, что делает “Сардарапат” продиктовано веянием времени, и если бы не было нас, то все это сделали бы другие люди. И сегодня в диаспоре наши соотечественники уже поняли, что государственности у их родины, по большому счету нет, и причины следует искать, в том числе и в их пассивности.