День черкесского костюма
Читать на сайте Вестник КавказаВ майкопском Музее Востока прошла выставка дизайнера Юрия Сташа, на которой был представлен черкесский национальный костюм в разных его вариантах. В разное время костюмы и другие изделия прикладного искусства Сташа демонстрировались не только в Майкопе, Краснодаре, Москве и других городах России, но и в США, Сирии, Иордании. Костюмы, создаваемые дизайнером, не имеют аналогов в мировом искусстве.
Одежда черкесов (адыгов), как и у большинства народов, различалась в сословных вариациях. Белый цвет в одежде предпочитали князья, красный - дворяне, серый, коричневый и черный носили крестьяне.
У адыгов было развито ткачество сукна из шерсти, производство войлока. Войлок чаще использовался в изготовлении мужских элементов костюма — башлык, бурка, в женских же вещах применялся реже, только лишь для изготовления обуви. Молодые мужчины-воины носили черкески с короткими рукавами для того, чтобы не стесняли движений в бою. Бешмет по покрою напоминал черкеску, но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами. Длина его была чуть выше колена, шился, как правило, из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стеганый на ватной или шерстяной основе. Штаны с широким шагом к низу сужались. Папаха шилась из овчины, белого, черного или бурого цвета, высота варьировалась. Бурка представляла собой длинный, войлочный плащ, черного, редко белого цвета. Присутствовал наборный пояс. Пряжка его использовалась как кресало для высечения огня. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка. Кинжал богато украшался серебром.
Женский национальный костюм состоял из платья, кафтана, рубахи, штанов, головных уборов и обуви. Платье было длинным с узкими рукавами или широкими до кисти. Праздничные платья шились из дорогих тканей: шёлк, бархат, тафта. Что касается цветовой гаммы, редко использовался синий, зеленый и яркие пестрые тона, предпочтение было отдано белым, красным, черным, коричневым оттенкам. Кафтан был чуть выше колена, он напоминал по покрою платье, но имел закрытую грудь с плотным рядом серебряных застежек, имел стоячий ворот. Шили кафтан из плотных материалов и украшали золотым шитьем. Головные уборы женщин были весьма разнообразны: платки, шали, шапочки, подвязки и подвески для волос. Молодые девушки из знатных семей до рождения первого ребенка носили шапочки на твердой основе, украшенные вышивкой с округлой или конусообразной верхушкой, центр которой венчал серебряный шарик, полумесяц или фигура птички. Поверх шапочки накидывалась легкая шелковая шаль. Обувь, как и мужская, шилась из кожи или изготовлялась из тонкого войлока. Богатые девушки носили красные, сафьяновые чувяки, украшенные вышивкой и тесьмой.
Участники дефиле демонстрировали как мужские и женские, так и детские костюмы, что очень порадовало всех присутствующих. Также на выставке были представлены работы модельера Сусанны Макеровой - призера дома моды Вячеслава Зайцева, обладательницы премии «Золото гор» и «Золотые ножницы», победительницы конкурса «Этно-Эрато – 2010». Кроме того, свои работы представили дизайнеры из Ростова, Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.
Одежда черкесов (адыгов), как и у большинства народов, различалась в сословных вариациях. Белый цвет в одежде предпочитали князья, красный - дворяне, серый, коричневый и черный носили крестьяне.
У адыгов было развито ткачество сукна из шерсти, производство войлока. Войлок чаще использовался в изготовлении мужских элементов костюма — башлык, бурка, в женских же вещах применялся реже, только лишь для изготовления обуви. Молодые мужчины-воины носили черкески с короткими рукавами для того, чтобы не стесняли движений в бою. Бешмет по покрою напоминал черкеску, но был с закрытой грудью и стоячим воротником, узкими рукавами. Длина его была чуть выше колена, шился, как правило, из светлого и более тонкого материала, часто бешмет был стеганый на ватной или шерстяной основе. Штаны с широким шагом к низу сужались. Папаха шилась из овчины, белого, черного или бурого цвета, высота варьировалась. Бурка представляла собой длинный, войлочный плащ, черного, редко белого цвета. Присутствовал наборный пояс. Пряжка его использовалась как кресало для высечения огня. Обязательными предметами мужского костюма были кинжал и шашка. Кинжал богато украшался серебром.
Женский национальный костюм состоял из платья, кафтана, рубахи, штанов, головных уборов и обуви. Платье было длинным с узкими рукавами или широкими до кисти. Праздничные платья шились из дорогих тканей: шёлк, бархат, тафта. Что касается цветовой гаммы, редко использовался синий, зеленый и яркие пестрые тона, предпочтение было отдано белым, красным, черным, коричневым оттенкам. Кафтан был чуть выше колена, он напоминал по покрою платье, но имел закрытую грудь с плотным рядом серебряных застежек, имел стоячий ворот. Шили кафтан из плотных материалов и украшали золотым шитьем. Головные уборы женщин были весьма разнообразны: платки, шали, шапочки, подвязки и подвески для волос. Молодые девушки из знатных семей до рождения первого ребенка носили шапочки на твердой основе, украшенные вышивкой с округлой или конусообразной верхушкой, центр которой венчал серебряный шарик, полумесяц или фигура птички. Поверх шапочки накидывалась легкая шелковая шаль. Обувь, как и мужская, шилась из кожи или изготовлялась из тонкого войлока. Богатые девушки носили красные, сафьяновые чувяки, украшенные вышивкой и тесьмой.
Участники дефиле демонстрировали как мужские и женские, так и детские костюмы, что очень порадовало всех присутствующих. Также на выставке были представлены работы модельера Сусанны Макеровой - призера дома моды Вячеслава Зайцева, обладательницы премии «Золото гор» и «Золотые ножницы», победительницы конкурса «Этно-Эрато – 2010». Кроме того, свои работы представили дизайнеры из Ростова, Краснодара, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России.