День народного единства в Москве
Читать на сайте Вестник КавказаМосква как столица считается сгустком противоречий, в том числе в сфере межнациональных отношений, и центром активности разных политических сил, эксплуатирующих национальную тематику. Поэтому именно в Москве был организован круглый стол на тему "День народного единства. Межнациональная ситуация в Москве". В ходе дискуссии эксперты пытались ответить на вопросы: что такое народное единство сейчас, какой должна быть концепция межнациональных отношений, что такое национальность сегодня (фактор интеграции или, наоборот, дезинтеграции), что можно предпринять в этой сфере, чтобы не допустить дальнейшей эскалации противоречий.
Дмитрий Журавлёв, генеральный директор Института региональных проблем
Мне как ученому и как бывшему государственному служащему интересен вот какой аспект: сегодня с Днем народного единства связывается русское национальное движение, всякие «Русские марши», различные выступления... Мне любопытно, и я хочу задать этот вопрос всем участникам нашей дискуссии: «Как вы считаете, приносит ли это движение пользу в первую очередь самому русскому народу?». С одной стороны, очевидно, что интересы любого народа должны быть защищены, в том числе и через гражданское общество. Следовательно, у него должно быть какое-то гражданское представительство. С другой стороны, такое жесткое выделение русского народа – не приводит ли оно к противопоставлению народа русского всем остальным народам многонациональной России? То есть, вопрос не в том, нужно ли защищать интересы русских, вопрос в том, защищаем ли мы их тем, что пытаемся привлечь внимание к особому положению русского народа, которое в действительности естественно?
Юрий Горский, ответсек общественного объединения «Руссовет»
Это вопрос очень серьезный. На вопрос «Нужно ли русским русское движение?» я могу ответить утвердительно, ведь долго уже этим занимаюсь. После распада Советского Союза самоидентификация народов, которые до этого были в одной большой семье, где проповедовалось дружба народов, пошла уже по национальному признаку. В России же этого не произошло. Но не произошло еще и другого: Российская Федерация русскому человеку не предложила никакой идентичности. Поэтому родилось такое поколение, которому уже 20 лет, а у тех людей, которые до распада Советского Союза хоть как-то думали о судьбе русского народа и проводили свою самоидентификацию именно как русского человека, за эти 20 лет образовался некий кризис. Плюс еще «либеральное множество» как гражданское общество наложилось на эту проблему. По большому счету, сложилась такая ситуация, когда русская молодежь начинает искать эту самоидентификацию, то есть хочет понять, кто она, что такое «русский», «русская цивилизация» - это какая-то этническая составляющая, имеет отношение к крови, или что? Все эти вопросы будоражат сейчас молодежь, и этим вопросом надо заниматься. И вот одним из таких способов разобраться в этой ситуации является «уличная политика».
"Уличная политика", на которую молодежь, пассионарии выходят с удовольствием. С 2005 года проводится русский марш. На русских маршах бывают разные проявления национализма. Есть те, кто вдохновлены негативными идеями, неприемлемыми для русского народа, такие как нацизм, так как в 1945 году мы победили нацизм. Та молодежь, которая плохо разбирается в истории, старается смотреть на это эстетически и брать оттуда какие-то примеры, тем самым они не то чтобы занимаются провокацией, но не ведают, что творят.
Есть другое направление – проимперская часть, которая выступает за возвращение империи. Российская Федерация, увы, не является империей. Она имеют некоторую историческую преемственностью, но империей не становится. Молодым людям за это время так и не было представлено большого проекта, где их бы можно было задействовать на полную катушку. Эта проблема не только власти, но и нас как гражданского общества, потому что мы, к сожалению, не предлагаем молодежи ничего по вопросу самоидентификации.
Юрий Московский, секретарь общественного совета при Управлении Федеральной миграционной службы по Москве
Действительно непонятно, кто начал в Российской Федерации, на Украине, в Прибалтике вытаскивать тени прошлого. В это вбрасываются деньги, средства. Провести такую работу стоит денег. Могу поверить, что те молодые люди, которые «кидают зигу», работают на так называемый "черный интернационал". Специалисты знают, что это такое на самом деле. Про эти вещи писали в 1970-1980 годах. Это те нацистские подпольные организации, которые остались после разгрома по всему миру. Я уверен, что они работают на территории нашей страны и других стран. И работают довольно успешно, потому что атрибутика, которая вносится в молодежную среду как протестная, атрибутика действенная и завораживающе действует на определенную часть молодежи.
В то же время у нас межнациональная ситуация в целом в городе и в стране нормальная. Мы преувеличенно смотрим на некоторые вещи, потому что они экстраординарные и выпадающие из общего ряда. У нас колоссальное количество межнациональных браков. У нас драки по национальному принципу обращают внимание, потому что это экстраординарные проявления. Если бы это была обычная бытовая вещь, на это никто бы не обратил внимания. У нас в последние годы и преступность начала снижаться в стране, в целом общество становится более спокойным, чем это было даже 20 или 30 лет назад. Я помню свою юность - по маленьким городам, по разным частям Москвы вечером было опасно по улице ходить. Молодежь ходила и развлекалась, приставая к прохожим. Сейчас это довольно редкое явления. И стычки, которые происходят, иной раз происходят не по принципу нации и народа против народа, а по принципу "местные против неместных", как это часто и происходило. Если смотреть общую статистику даже по тем организациям, которые называют себя русскими националистическими, их состав очень разный по национальному признаку. Посмотрите на фамилии организаторов, на их происхождение.
Гаджи Махачев, полномочный представитель Дагестана в Москве
Что я могу сказать по русскому маршу? Честно говоря, здесь многие вопросы я искренне поддерживаю. Их основной лозунг: "Россия – русская земля". Кто против этого? Ни один кавказец не против этого. Это действительно русская земля.
Вот пишут: "России – русскую власть". Я на 200% с этим согласен. Я хочу, чтобы была русская власть, чтобы пришли русские мужики, сидели у власти и защищали интересы простого русского народа. Ни один кавказец сегодня не занимает ни одной высокой должности. Только, пожалуй, заместитель председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов.
Другой лозунг "За свободную и русскую Россию". Она всегда была свободная. Когда Россия была несвободной? Это великая держава, исторически ее никто не мог завоевать. Она всегда была русская и всегда была свободная. Я не помню, чтобы она была чьей-то колонией.
"Русский марш против диктатуры". Мы тоже против диктатуры.
Получается, что это все создается, чтобы нагнать страх на нерусских в России.
"Хватит грабить Россию!". Кто грабит? Называйте! Но вы их не называете, потому что они вас спонсируют - националистические движения, марши, Манежки и так далее.
Нет этнической преступности в России. Есть воры в законе, есть преступники без племени, без родины. Русские не совершают преступлений? Надо пройти на футбольный матч и посмотреть, как за одной сеткой сидят болельщики команд «Зенита» или «Динамо», а за другой кавказцы. Куда мы ведем народ? Русский народ не проживет без Татарстана, без Дагестана, без Чечни, без Калмыкии… Мы не проживем без вас, так же как вы не проживете без других народностей.
http://www.vestikavkaza.ru/video/?ID=45659