Вступление России в ВТО 2011-11-04
Читать на сайте Вестник КавказаЗаседание рабочей группы ВТО по присоединению России к этой организации должно состояться 10-11 ноября. Если рабочая группа одобрит документы о российском присоединении, то затем они будут рассмотрены на министерской конференции 153 членов ВТО, запланированной на 15-17 декабря.
Россия пытается стать членом ВТО с 1993 года. В конце апреля 2008 года Грузия вышла из переговорного процесса по вступлению России в ВТО, протестуя таким образом против распоряжения президента России о снятии экономических санкций в отношении Абхазии и Южной Осетии. Переговоры по ВТО между Грузией и Россией были возобновлены в марте этого года при посредничестве Швейцарии.
Только в начале ноября Россия и Грузия пришли к единому мнению по вопросу мониторинга грузов на границе Абхазии и Южной Осетии – последнему спорному вопросу на пути вступления России во Всемирную торговую организацию. Аудит данных о торговле на границе Абхазии и Южной Осетии будет осуществлять независимая компания, которая также будет оказывать содействие российским и грузинским таможенным службам.
О достижении этой договоренности было объявлено поздним вечером, а несколькими часами ранее между Москвой и Тбилиси был организован телемост, в ходе которого российские и грузинские эксперты высказали свою позицию по вопросу "Вступление России в ВТО: плюсы и минусы для России и Грузии".
Алексей Портанский, профессор ВШЭ, директор информационного бюро по присоединению России к ВТО
ВТО сегодня – организация максимально деполитизированная, насколько это вообще возможно в современном мире. Среди более чем 150 стран-членов этой организации, вы найдете такие, которые имеют очень натянутые и отношения в политической сфере, но тем не менее они сидят рядом во Всемирной торговой организации, скажем, Индия и Пакистан. Поэтому переговоры внутри ВТО и переговоры по присоединению к ВТО, в принципе, должны носить всегда неполитический характер. Российская сторона настаивала на том, что такие переговоры являются сугубо техническими и торговыми, и в них нет политической подоплеки.
Страна для того, чтобы стать членом ВТО, должна заручиться согласием других членов ВТО, и более конкретно – согласием всех членов рабочей группы – в данном случае было 60 стран, и Грузия была членом этой группы. К сожалению (подчеркиваю, к сожалению), после событий 2008 года, когда случился вооруженный конфликт, грузинская сторона отозвала свою подпись под двусторонним соглашением о членстве, точнее, завершении переговоров двусторонних по присоединению России к ВТО. В дальнейшем контакты между российской и грузинской стороной имели политический подтекст.
Наверное, случится так, что, несмотря на сохраняющееся напряжение в двусторонних отношениях в целом, несмотря на отсутствие дипломатических отношений, после того, как Россия окажется членом ВТО, можно будет считать, что наши торговые отношения будут нормализованы, поскольку обе стороны смогут поддерживать между собой контакты, базируясь на правилах ВТО. Я надеюсь, это даст возможность восстановить утраченные торговые контакты между Россией и Грузией.
Петр Мамрадзе, представитель партии «Движение за справедливую Грузию»
Я бы хотел пояснить политическую сторону вопроса. Дело в том, что Саакашвили обладает полной монополией не только во внешней политике. Действия его и в этот раз были совершенно бездумны и даже безумны. Его никто не принимает всерьез. Процитирую крупнейшего американского политолога-международника Уолтера Рассела Мида: «Злейший враг так не будет поступать с Грузией, как поступает Саакашвили». К сожалению, это верно. Позиция Грузии по ВТО была совершенно контрпродуктивной, и Запад стал терять терпение. Я напомню всем, что все западные страны, не только США (а президент Обама прямо обещал президенту Медведеву в прошлом году, что Россия станет членом ВТО), но и страны Евросоюза заинтересованы в членстве России не менее чем сама Россия. Я опираюсь на заявления крупнейших экспертов в этой области. И вот на этом пути только руководство Грузии и лично Саакашвили этому противятся.
При этом Грузия могла бы получить очень выгодные для себя решения - вернуть себе престиж, показав свой конструктивный подход к этому вопросу, чего так и не произошло. В последнее время прошла информация в западных СМИ, что дали понять руководству Грузии, что терпение стран Европы и США на исходе, что в конце концов Россию могут принять и без согласия Грузии (а устав ВТО учитывает и такую ситуацию). Тогда Саакашвили согласился на этот вариант. Теперь все упирается в следующее: он хочет, чтобы Россия, хотя бы косвенно, признала, что Абхазия и Южная Осетия находятся в составе Грузии, а не являются независимыми государствами.
За все эти годы, после 2008-го, после той так называемой войны, которая была военно-политической авантюрой, развязанной Саакашвили (я, конечно, ни коем образом не оправдываю ответные меры России), авантюрой, которая закончилась тем, чем она только и могла закончиться, это будет первое не соглашение между Россией и Грузией. Россия остается крупнейшим инвестором Грузии, подписываются соответствующие соглашения, так что тут такая двойная политика, и главное пиар.
Сергей Михеев, генеральный директор Центра политической конъюнктуры
Что касается прецедента для отношений Грузии с Россией, наверное, это будет положительным прецедентом, ведь, пусть и при помощи посредников, но все-таки какая-то договоренность достигнута. Хотя давайте скажем объективно: восстановление торговых отношений с Грузией в первую очередь нужно самой Грузии. Сказать, что для России это невероятно важно и жизненно необходимо, было бы, мягко говоря, преувеличением.
Каха Кукава, лидер партии «Свободная Грузия»
Мы все понимаем, что с самого начала грузинское вето было полным фарсом, и не Грузия решает, будет или нет Россия членом ВТО. Это была чисто американско-российская история. Когда эти переговоры подошли к концу, то, конечно, Грузии очень четко объяснили, что она должна дать свое согласие. Правительство Грузии выдвигало новые предложения российской стороне с посредничеством Швейцарии, чтобы спасти свое лицо, потому что эти предложения ничего реально важного для Грузии не включают. В последнем предложении идет речь об обмене электронной информацией, которая е так уж жизненно важна для Грузии.
Наша партия неоднократно заявляла свою позицию: интерес в торговых отношениях между Россией и Грузией огромен в первую очередь для Грузии, и предложения грузинского правительства должны были в первую очередь включать именно вот эти вопросы. Снять всякие заперты и барьеры, которые были установлены для грузинской продукции после 2006 года – именно это является приоритетом для грузинского населения. Чуть больше чем 50% населения Грузии – особенно население деревень – полностью зависит от того, открыт или нет российский рынок для грузинских продуктов, в первую очередь это касается спиртной продукции, цитрусов, чая и т.д. У нас есть единственный рынок, где грузинские крестьяне могут действительно продать эту продукцию – это Россия. Поэтому так важно для Грузии достичь соглашения именно в этой области, а не какого-то виртуального соглашение о том, будет или нет по электронной почте какая-то частная фирма отправлять информацию об обороте на торговой границе.
Грузинское правительство поступает не в соответствии с национальными интересами Грузии, а в соответствии с теми рекомендациям и директивам, которые получает из Вашингтона. Если в ближайшие часы соглашение будет заключено, не учитывая интереса Грузии в возобновлении экспорта грузинских продуктов на российский рынок, это будет крупное политическое поражение Грузии. Что касается того, что Россия якобы не согласится на то, чтобы пересмотреть свое решение о независимости Абхазии и Южной Осетии, то, конечно, с самого начала все понимали, что это не то политическое поле, где можно решать вопросы Абхазии и Южной Осетии.
См. видео http://www.vestikavkaza.ru/video/?ID=45597