Андрей Арешев: Позитивно, что Евразийский союз начинает постепенно обрастать инфраструктурой
Читать на сайте Вестник КавказаТема Евразийского экономического союза получила активное развитие на фоне продвижения государств Таможенного союза (ТС) к дальнейшей интеграции экономик. Согласно проекту Россия, Белоруссия и Казахстан создадут постоянный наднациональный орган - Евразийскую экономическую комиссию (ЕЭК), аналог Еврокомиссии. Эта идея получила одобрение на уровне премьер-министров стран ТС в Санкт-Петербурге 19 октября.
Как сообщает газета "Коммерсантъ", действующая комиссия Таможенного союза (КТС) прекратит свое существование 1 июля 2012 года. На смену ей должна прийти новая властная структура, полномочия которой будут существенно расширены, численность и затраты на ее обеспечение вырастут в десять раз, большая их часть ляжет на бюджет РФ, а вес России при принятии наднациональным органом решений снизится как минимум вдвое.
27 октября российское правительство приняло решение представить проект на подпись президенту Дмитрию Медведеву. По сведениям газеты, встреча, на которой главы государств ЕЭП могут подписать документ, назначена на начало ноября.
Согласно документу, ЕЭК получит расширенные в сравнении с КТС полномочия – помимо таможенно-тарифного регулирования, таможенного администрирования, техрегулирования комиссия будет заниматься установлением торговых режимов с третьими странами, валютной, макроэкономической, энергетической и конкурентной политикой, регулированием госмонополий, вопросами промышленных и сельхозсубсидий, госзакупок, транспорта, миграции, финансовых рынков и "иных сфер" (ст. 3). Предполагается, что ЕЭК будет принимать решения "на основании голосования членов совета или членов коллегии" в порядке "один член коллегии — один голос" или "один член совета — один голос" (ст. 6), в совет войдет по одному вице-премьеру от правительства каждой страны (ст. 7), в состав коллегии – по три представителя каждой стороны. При этом принятые решения "входят в договорно-правовую базу ТС и ЕЭП" и подлежат непосредственному применению на их территории. Значительные полномочия коллегии затронут и интересы хозяйствующих субъектов. Так, например, наднациональный орган будет обладать правом запрашивать информацию "у юридических и физических лиц" (ст. 14). Характер запросов не конкретизирован, а необходимость для граждан подчиняться наднациональному органу может вызвать конфликт с конституцией, разрешаемый лишь референдумом.
Как заявил "Вестнику Кавказа" генеральный директор Фонда стратегической культуры России Андрей Арешев, позитивно, что Евразийский союз, заявленный Владимиром Путиным в качестве интеграционного объединения на постсоветском пространстве, начинает постепенно обрастать инфраструктурой, интеграционными органами управления. Однако эксперт выразил обеспокоенность тем, чтобы бесконечные бюрократические согласования не потопили бы в конечном итоге саму идею Евразийского союза и идею экономической интеграции, которую, конечно, необходимо дальше прорабатывать.
"Создание Евразийской экономической комиссии говорит о наличии понимания, что необходимо наращивание темпов интеграции и углубления степени этой интеграции. Но здесь необходимо, конечно, четко синхронизировать эти процессы, чтобы телега не оказалась впереди лошади, чтобы эта комиссия не стала органом, с которым никто не считается, и который существует исключительно для себя. Это, конечно, дискредитирует идею Таможенного союза, превратить ее в некую профанацию", - считает эксперт.
Кроме того, эксперт выразил надежду, что те интеграционные механизмы, которые создаются в рамках Евразийского союза окажутся эффективны.
Как сообщает газета "Коммерсантъ", действующая комиссия Таможенного союза (КТС) прекратит свое существование 1 июля 2012 года. На смену ей должна прийти новая властная структура, полномочия которой будут существенно расширены, численность и затраты на ее обеспечение вырастут в десять раз, большая их часть ляжет на бюджет РФ, а вес России при принятии наднациональным органом решений снизится как минимум вдвое.
27 октября российское правительство приняло решение представить проект на подпись президенту Дмитрию Медведеву. По сведениям газеты, встреча, на которой главы государств ЕЭП могут подписать документ, назначена на начало ноября.
Согласно документу, ЕЭК получит расширенные в сравнении с КТС полномочия – помимо таможенно-тарифного регулирования, таможенного администрирования, техрегулирования комиссия будет заниматься установлением торговых режимов с третьими странами, валютной, макроэкономической, энергетической и конкурентной политикой, регулированием госмонополий, вопросами промышленных и сельхозсубсидий, госзакупок, транспорта, миграции, финансовых рынков и "иных сфер" (ст. 3). Предполагается, что ЕЭК будет принимать решения "на основании голосования членов совета или членов коллегии" в порядке "один член коллегии — один голос" или "один член совета — один голос" (ст. 6), в совет войдет по одному вице-премьеру от правительства каждой страны (ст. 7), в состав коллегии – по три представителя каждой стороны. При этом принятые решения "входят в договорно-правовую базу ТС и ЕЭП" и подлежат непосредственному применению на их территории. Значительные полномочия коллегии затронут и интересы хозяйствующих субъектов. Так, например, наднациональный орган будет обладать правом запрашивать информацию "у юридических и физических лиц" (ст. 14). Характер запросов не конкретизирован, а необходимость для граждан подчиняться наднациональному органу может вызвать конфликт с конституцией, разрешаемый лишь референдумом.
Как заявил "Вестнику Кавказа" генеральный директор Фонда стратегической культуры России Андрей Арешев, позитивно, что Евразийский союз, заявленный Владимиром Путиным в качестве интеграционного объединения на постсоветском пространстве, начинает постепенно обрастать инфраструктурой, интеграционными органами управления. Однако эксперт выразил обеспокоенность тем, чтобы бесконечные бюрократические согласования не потопили бы в конечном итоге саму идею Евразийского союза и идею экономической интеграции, которую, конечно, необходимо дальше прорабатывать.
"Создание Евразийской экономической комиссии говорит о наличии понимания, что необходимо наращивание темпов интеграции и углубления степени этой интеграции. Но здесь необходимо, конечно, четко синхронизировать эти процессы, чтобы телега не оказалась впереди лошади, чтобы эта комиссия не стала органом, с которым никто не считается, и который существует исключительно для себя. Это, конечно, дискредитирует идею Таможенного союза, превратить ее в некую профанацию", - считает эксперт.
Кроме того, эксперт выразил надежду, что те интеграционные механизмы, которые создаются в рамках Евразийского союза окажутся эффективны.