Турция-Армения: спрятать протоколы в долгий ящик
Читать на сайте Вестник Кавказа10 октября исполнилось ровно два года со дня подписания в Цюрихе документов между Арменией и Турцией при участии США, Франции, Швейцарии и России. Именно при участии, потому что сами две страны вряд ли решились бы на подписание такого рода документов. Самое интересное, что против протоколов о нормализации отношений и открытии границы выступала не столько Турция, сколько Армения и, в особенности, диаспора, которая изначально была против подписания каких-либо документов с Турцией.
И сегодня, как и прежде, подписанные документы так и остались на бумаге, нереализованными, более того, Армения сделала все возможное, чтобы спрятать эти протоколы в долгий ящик. Надо сказать, что Турция действительно попыталась преодолеть "полосу отчуждения" между Анкарой и Ереваном - разрыв дипотношений, длившийся к тому времени 17 лет. Армения же, как менее заинтересованная в этом проекте сторона, сделала все для усложнения ситуации в этом вопросе: отправила Протоколы в Конституционный суд для выяснения их соответствия Конституции страны. Президент Серж Саргсян отправился в «беспрецедентное» турне в Диаспору, чтобы выяснить мнение армян, проживающих за пределами страны. Словом, было сделано все, что возможно, чтобы выдерживать давление со стороны в первую очередь США, которые были очень заинтересованы в реализации своего проекта.
Поэтому судьба армяно-турецких протоколов по нормализации отношений – документов, которые вызвали много споров в регионе, стала еще более неопределенной.
Напомним, что причинами разрыва дипотношений и закрытия турецко-армянских границ в 1993 году стали развернутая Ереваном антитурецкая кампания, связанная с претензиями армянской стороны на признание "геноцида", а также оккупация Арменией 20% территории Азербайджана и территориальные претензии армянской стороны на турецкую Анатолию.
В 2009 году стороны решили исправить сложившееся положение. Бурное начало процесса сближения, ознаменовавшееся взаимными визитами турецкого и армянского президентов на футбольные матчи между сборными своих стран, получило триумфальное завершение 10 октября 2009 года, когда в Цюрихе главы МИД двух государств подписали т.н. протоколы - "дорожную карту" по урегулированию межгосударственных взаимоотношений. Согласно этим протоколам, Турция и Армения начинают политическое сближение, итогом которого должно стать установление полноценных добрососедских отношений.
Однако усилия по налаживанию отношений между Ереваном и Анкарой без привязки к проблеме Нагорного Карабаха и вопросу "геноцида" оказались напрасными. Триумфально начавшийся процесс нормализации армяно-турецких отношений не пошел дальше и тихо сошел на нет, несмотря на частые призывы США к его продвижению. Анкара и Ереван так и не смогли придти к конкретной договоренности относительно сроков ратификации документов и формы самих протоколов, внося изменения, пытаясь выдвинуть предусловия и добавить новые пункты в уже подписанный документ.
Сами стороны изначально сделали все, чтобы процесс остался в подвешенном состоянии. Турецкие официальные лица не перестали проводить параллели между армяно-турецким процессом и нагорно-карабахским конфликтом, заявляя, что процессы эти связаны, и завершить их по отдельности не представляется возможным. В свою очередь, армянская сторона настаивала на признании событий 1915 года в Османской империи геноцидом и отступать не хотела.
Следует признать, что все начинания Еревана и Анкары по нормализации отношений завершились полным фиаско благодаря обеим сторонам. Как оказалось, президент Армении взвалил на себя непосильную ношу. Уже в конце 2009 года стало очевидно, что все начатые Саргсяном инициативы забуксовали, и взятый темп решения проблем с соседями президент удержать не смог.
Через нескольких месяцев после подписания протоколов в Цюрихе, Конституционный суд Армении, который рассматривает все международные соглашения республики, прежде чем они поступают на ратификацию в парламент, при рассмотрении армяно-турецких протоколов внес в документ изменения, касающиеся "геноцида" армян, и пункт об утраченных по Карскому договору "армянских" землях.
Неудивительно, что на это турецкая сторона отреагировала довольно резко и заявила, что с такими оговорками, противоречащими духу протоколов, процесс переговоров вряд ли будет продолжен.
Складывается такое ощущение, что Армения сделала все, чтобы отыграть процесс назад. Такой поворот событий объясняется просто: президент Саргсян не смог противостоять давлению мировой армянской диаспоры и внутренним силам, которые не устают устраивать массовые митинги протеста против любого намека на улучшение отношений Армении со своими соседями - Турцией и Азербайджаном.
Главной целью армянского лобби, костяк которого составляет диаспора в США, является международное признание "геноцида" армян 1915 году, самоопределение Нагорного Карабаха, соблюдение прав армянской общины в Грузии. И действующее правительство Армении находится под постоянным давлением диаспоры, которая ощутимо подпитывает финансами хрупкую экономическую систему страны, требуя взамен как обеспечение и защиту национальных интересов и безопасности Армении, так и сохранение оккупированных территорий Нагорного Карабаха.
Взятый Саргсяном курс на примирение с Анкарой привел в ярость представителей лобби, с которыми президент Армении не мог не считаться. Более того, к мирному сосуществованию с соседями не оказалось готово и общество армянских обывателей вкупе с оппозицией и консервативными политическими слоями.
Усугублять и без того шаткое положение и непопулярность своего правительства Саргсян просто побоялся. Как итог, армянское правительство постаралось сделать все, чтобы процесс переговоров с Азербайджаном и Турцией не пришел к логическому завершению.
2009 год оставил разноречивые впечатления и изобиловал множеством событий. Градус отношений нередко перемещался в отрицательную зону и, казалось, что былых союзнических отношений между Турцией и Азербайджаном уже не вернешь. Однако мудрость и прагматизм в итоге брали верх, поэтому Баку и Анкаре удалось избежать взаимных обид.
Карабахская тематика во многом определяет отношения Турции и Азербайджана. Для Азербайджана восстановление территориальной целостности - самый главный и принципиальный вопрос, составляющий основу дипломатической активности, и здесь решительная поддержка Турции была самым важным фактором в отношениях союзников. Однако сближение Анкары с Ереваном значительно изменило настроение Азербайджана. Подписание армяно-турецких протоколов вызвало крайне эмоциональную реакцию Баку, которая выразилась в самых различных акциях, направленных против Турции. Турецкие лидеры при этом не успевали делать заявления с клятвенными заверениями о неизменности курса на поддержку Азербайджана. Однако количество произнесения этих клятв не всегда оказывалось действенным. Все это сказывалось на переговорах по другому не менее важному вопросу – газовому сотрудничеству, в частности перспектив экспорта газа из Азербайджана в Европу.
Недопонимание между Анкарой и Баку, возникшее после "футбольной дипломатии", осталось в прошлом сразу после того, как Турция не удовлетворила требования Запада и не ратифицировала протоколы в ущерб отношениям с Азербайджаном. Азербайджанскую делегацию в Анкаре приняли на самом высоком уровне. От бесед в Министерстве иностранных дел с его главой Ахметом Давутоглу гости из Баку перешли к общению с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, а позже их принял президент Турции Абдуллах Гюль. Основными темами переговоров стало традиционное обсуждение возможностей урегулирования нагорно-карабахского конфликта, экономического сотрудничества и снятие визовых ограничений. Турция и сегодня продолжает заверять Баку в поддержке по вопросу Нагорного Карабаха, что автоматически исключает возможность подписания протоколов с Арменией.
Сближение Турции с Арменией стало одним из важнейших событий в регионе, однако пока оно никак не отразилось на эффективности переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Хотя Турция не намерена предпринимать действий, направленных против Азербайджана, однако полностью проблема протоколов в азербайджано-турецком диалоге еще не исчерпана. Тем не менее, стороны ушли от эмоций и перешли к более прагматичному разговору.
Президент Турции многократно подтверждал позицию своей страны в отношении поддержки Азербайджана в нагорно-карабахском конфликте. По мнению Гюля, Турция желает активизации усилий Минской группы ОБСЕ. Следует подчеркнуть, что Турция остается сторонницей мира в регионе и всегда будет рядом с Азербайджаном. Турция стремится устранить факты оккупации в регионе и "открыть закрытые двери".
Как известно, в июне текущего года в Турции состоялись парламентские выборы, в ходе которых очередную убедительную победу одержала правящая в стране умеренно исламистская Партия справедливости и развития во главе с Р.Эрдоганом. Это предполагает, что каких-либо серьезных коренных изменений во внутренней и внешней политике Турции в ближайшие годы не произойдет.
22 августа 2011 года Великое Национальное Собрание Турции (турецкий парламент) согласно своему регламенту сняло с повестки дня 898 нерассмотренных прежним составом ВНСТ законопроектов, среди которых оказались и два протокола о нормализации турецко-армянских отношений, подписанных министрами иностранных дел в Цюрихе (Швейцария) в 2009 году. Это дало очередной повод местным и зарубежным СМИ вновь вернуться к теме армяно-турецких отношений.
Вряд ли стоило драматизировать это решение турецкого парламента, которое носило больше технический характер и не выходило за рамки обычных процедур. Правительство Турции имело право повторно внести данные протоколы на рассмотрение нового состава ВНСТ и уже в сентябре этого года они были включены вновь в повестку дня парламента.
В турецких деловых и правительственных кругах есть сторонники нормализации отношений с Арменией и развития двустороннего торгово-экономического и транспортного сотрудничества. Закрытие границы со стороны Турции не только наносит огромный ущерб экономике Армении, но и в определенной мере сдерживает развитие приграничных районов Турции, в целом негативно отражается на региональной интеграции.
Вместе с тем, можно констатировать, что для официальной Анкары нормализация отношений с Ереваном пока не стала приоритетом во внешней политике, поскольку сейчас весьма остро стоят проблемы отношений Турции с Израилем, Сирией, Грецией (кипрская проблема), Ираком (курдская проблема), Ираном и т.п.
Кроме того, Анкара не может игнорировать резко негативное отношение к упомянутым протоколам со стороны Баку, с которым отношения носят характер стратегического партнерства (политического, военного, военно-технического, торгово-экономического). Чего стоит только один совместный проект - нефтепровод Баку-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Карс.
Исходя из этого, ожидать в ближайшее время нормализации турецко-армянских отношений не приходится. Похоже на то, что большая часть турецкого общества поддерживает позицию правительства Р.Эрдогана по этому вопросу: сохранять достигнутый статус-кво в турецко-армяно-азербайджанском треугольнике и воздержаться на время от каких-либо новых резких инициатив, могущих нарушить здесь баланс сил и интересов.
Нет никаких сомнений, что турецко-азербайджанские отношения достигли большого прогресса в течение последних нескольких лет. На этой неделе, например, в турецком городе Измире прошло совместное заседание турецко-азербайджанского Совета стратегического сотрудничества высшего уровня под председательством премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Кроме того, Турция и Азербайджан заключили в Измире межправительственное соглашение о закупке и транзите газа из месторождения “Шах Дениз-2”. Документ был подписан министрами энергетики двух стран. Данное рамочное соглашение предусматривает закупку Турцией природного газа из “Шах Дениз-2” и его транспортировку через турецкую территорию.
Анкара также рассчитывает, что в перспективе это азербайджанское месторождение может стать крупным источником топлива для загрузки трубопровода “Набукко”. Также ряд соглашений, закрепляющих основные договоренности в сфере закупки и транзита газа, подписали нефтегазовые компании двух стран – турецкая БОТАШ и госнефтекомпания Азербайджана ГНКАР.
Стороны также подписали ряд рамочных соглашений в сфере сотрудничества в проведении социальных программ, защите инвестиций, протокол о сотрудничестве между государственными дипломатическими академиями, об обучении полицейских кадров.
По словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, в течение всех 20 лет независимости его страна, как и ранее, видела в Турции ближайшего соседа. «Сегодня азербайджанский народ, как всегда, находится рядом с турецким народом», - сказал президент Ильхам Алиев, отметив, что азербайджано-турецкое единство, опираясь на исторические основы, постоянно крепнет. Подчеркнув, что сегодня Турция и Азербайджан находятся рядом во всех вопросах, поддерживают друг друга, реализуют совместные проекты, выдвигают инициативы,
“В мире нет других двух стран, которые бы имели такие тесные связи”, – добавил Алиев. Он также указал на растущие экономические связи Азербайджана и Турции, отметив, что азербайджанские компании вкладывают крупные средства в проекты в Турции.
Оба лидера также приняли участие в церемонии закладки фундамента нового крупного нефтеперерабатывающего завода стоимостью около 5 млрд долларов который будет построен в Измире совместно партнерами Petkim – ГНКАР и TURKAS, и будет введен в строй в 2015 году.
Однако вопрос характера турецко-азербайджанских отношений стал иначе оцениваться в западных столицах. Западный мир, в частности США, стали увлекаться критикой Турции в отношении нынешней тупиковой ситуации в нормализации отношений между Анкарой и Ереваном. Более того, все большее число западных дипломатов стали утверждать, что Турция стала заложником Азербайджана.
Хотя причины, по которым Турция не может ратифицировать протоколы, очень просты: во-первых, ради стабильности в регионе решение карабахского вопроса должно без колебаний быть привязано к нормализации отношений между Ереваном и Анкарой. Хотя в протоколах формально и не указывается на вопрос карабахского урегулирования, однако именно по этой причине в свое время была закрыта армяно-турецкая граница – Турция тогда признала, что Армения оккупировала территорию Азербайджана. В этом вопросе Армения отказывается идти на уступки и хотя бы покинуть те территории, которые не входили в состав Нагорно-Карабахской Автономной области.
Во-вторых, в армяно-турецких отношениях вся сложность заключается в том, что армянская сторона, несмотря на то, что подписала протоколы, продолжает настаивать на нескольких принципиальных моментах. В первую очередь, для Турции важен отказ Армении от понятия «геноцид». В то же время армянская диаспора продолжает активно добиваться признания мировым сообществом событий 1915 года именно геноцидом и не планирует отступать.
В-третьих, печально известные протоколы, особенно при нынешних обстоятельствах, вряд ли могут пройти ратификацию в парламенте Турции. Это горькая реальность, которая несколько раз была подчеркнута и премьер-министром Эрдоганом. Поскольку решение Конституционного суда Армении в январе 2010 года, вызвало скептицизм среди членов парламента Турции, оппозиционные голоса стали слышны громче, чем когда-либо. Парламентарии стали сомневаться в том, насколько армянская сторона будет действительно искренна в своем желании сохранить обязательства по отношению решения комиссии историков по изучению событий 1915 года, предусмотренной в протоколах.
И, наконец, как было отмечено в недавней резолюции 1832 под названием "Национальный суверенитет и государственность в современном международном праве - необходимость уточнения", принятой ПАСЕ, несмотря на то, что в последнее время наблюдается прогресс в понимании национального суверенитета и государственности, понимание критерия государственности является одним из самых актуальных вопросов международного права, и в странах-членах ПАСЕ происходят попытки представить некоторые территории как независимые государства. Поэтому все страны - члены ПАСЕ должны избегать в какой бы то ни было форме признания и поддержки де-факто властей и территорий, сформированных в результате незаконного отделения. Хотя международное право признает право нацменьшинств на самоопределение, подчеркивается, что это право не создает условий для автоматического самоотделения. Поэтому Армения должна с уважением относиться к этим международным нормам и принципам, и во имя стабильности в регионе отказаться от территориальных претензий к соседям. Пока эти вопросы не будут решены, какого-либо прорыва в плане улучшения отношений не будет.
Чтобы турецкая сторона пошла на сближение, необходимо увидеть хоть какие-нибудь подвижки со стороны Армении. В этом отношении Армения не делает ничего. До сих пор армянская сторона не признает территориальную целостность Турции - существуют территориальные претензии. Если хотя бы по одному из этих направлений будут подвижки со стороны Армении, то будет виден резкий прогресс в нормализации армяно-турецких отношений.
Именно по этим причинам Запад должен продемонстрировать более решительную позицию и оказать давление на Армению. Отсутствие должного понимания характера азербайджано-армянского конфликта, а также проявление равнодушия западными демократиями в этом вопросе стали причиной нарушения и несоблюдения всех международных обязательств, в том числе ОБСЕ, в регионе.
До настоящего времени всегда были призывы к продолжению переговорного процесса. Соединенные Штаты и Запад по-прежнему стремятся ясно довести до лидеров Азербайджана и Армении как на двусторонней основе, так и посредством Минской группы, что решения конфликта военным путем не существует. Они продолжают призывать стороны конфликта проявлять сдержанность, дабы минимизировать риск просчета. Сопредседатели Минской группы продолжают оказывать Армении и Азербайджану содействие в осознании того, что возвращение к открытому конфликту будет иметь катастрофические последствия, как для самих стран, так и для всего региона. При этом упоминается заявление президентов Обамы, Медведева и Саркози, сделанное на саммите G-8 26 мая 2011 года о том, что урегулирование конфликта только путем переговоров может привести к миру, стабильности и примирению.
В частности, на данном этапе некоторые основные обязательства ложатся на плечи Франции, России и США, которые являются сопредседателями МГ ОБСЕ. Минская группа должна сделать все возможное для увеличения динамики, направленной на решение нагорно-карабахского конфликта, который препятствует развитию экономики, добрососедских отношений и стабильности в регионе. По мнению посла США в Азербайджане Мэтью Брайза, военный путь решения конфликта неприемлем, но сохранение нынешнего статус-кво также недопустимо.
Однако, чем дольше не решается конфликт, тем больше шансов на то, что стороны могут пойти по пути военного решения проблемы. Вероятность, конечно, возрастает. При этом надо отметить, что ситуация в целом крайне опасная. Любая провокация может привести к переходу конфликта в горячую фазу.
И сегодня, как и прежде, подписанные документы так и остались на бумаге, нереализованными, более того, Армения сделала все возможное, чтобы спрятать эти протоколы в долгий ящик. Надо сказать, что Турция действительно попыталась преодолеть "полосу отчуждения" между Анкарой и Ереваном - разрыв дипотношений, длившийся к тому времени 17 лет. Армения же, как менее заинтересованная в этом проекте сторона, сделала все для усложнения ситуации в этом вопросе: отправила Протоколы в Конституционный суд для выяснения их соответствия Конституции страны. Президент Серж Саргсян отправился в «беспрецедентное» турне в Диаспору, чтобы выяснить мнение армян, проживающих за пределами страны. Словом, было сделано все, что возможно, чтобы выдерживать давление со стороны в первую очередь США, которые были очень заинтересованы в реализации своего проекта.
Поэтому судьба армяно-турецких протоколов по нормализации отношений – документов, которые вызвали много споров в регионе, стала еще более неопределенной.
Напомним, что причинами разрыва дипотношений и закрытия турецко-армянских границ в 1993 году стали развернутая Ереваном антитурецкая кампания, связанная с претензиями армянской стороны на признание "геноцида", а также оккупация Арменией 20% территории Азербайджана и территориальные претензии армянской стороны на турецкую Анатолию.
В 2009 году стороны решили исправить сложившееся положение. Бурное начало процесса сближения, ознаменовавшееся взаимными визитами турецкого и армянского президентов на футбольные матчи между сборными своих стран, получило триумфальное завершение 10 октября 2009 года, когда в Цюрихе главы МИД двух государств подписали т.н. протоколы - "дорожную карту" по урегулированию межгосударственных взаимоотношений. Согласно этим протоколам, Турция и Армения начинают политическое сближение, итогом которого должно стать установление полноценных добрососедских отношений.
Однако усилия по налаживанию отношений между Ереваном и Анкарой без привязки к проблеме Нагорного Карабаха и вопросу "геноцида" оказались напрасными. Триумфально начавшийся процесс нормализации армяно-турецких отношений не пошел дальше и тихо сошел на нет, несмотря на частые призывы США к его продвижению. Анкара и Ереван так и не смогли придти к конкретной договоренности относительно сроков ратификации документов и формы самих протоколов, внося изменения, пытаясь выдвинуть предусловия и добавить новые пункты в уже подписанный документ.
Сами стороны изначально сделали все, чтобы процесс остался в подвешенном состоянии. Турецкие официальные лица не перестали проводить параллели между армяно-турецким процессом и нагорно-карабахским конфликтом, заявляя, что процессы эти связаны, и завершить их по отдельности не представляется возможным. В свою очередь, армянская сторона настаивала на признании событий 1915 года в Османской империи геноцидом и отступать не хотела.
Следует признать, что все начинания Еревана и Анкары по нормализации отношений завершились полным фиаско благодаря обеим сторонам. Как оказалось, президент Армении взвалил на себя непосильную ношу. Уже в конце 2009 года стало очевидно, что все начатые Саргсяном инициативы забуксовали, и взятый темп решения проблем с соседями президент удержать не смог.
Через нескольких месяцев после подписания протоколов в Цюрихе, Конституционный суд Армении, который рассматривает все международные соглашения республики, прежде чем они поступают на ратификацию в парламент, при рассмотрении армяно-турецких протоколов внес в документ изменения, касающиеся "геноцида" армян, и пункт об утраченных по Карскому договору "армянских" землях.
Неудивительно, что на это турецкая сторона отреагировала довольно резко и заявила, что с такими оговорками, противоречащими духу протоколов, процесс переговоров вряд ли будет продолжен.
Складывается такое ощущение, что Армения сделала все, чтобы отыграть процесс назад. Такой поворот событий объясняется просто: президент Саргсян не смог противостоять давлению мировой армянской диаспоры и внутренним силам, которые не устают устраивать массовые митинги протеста против любого намека на улучшение отношений Армении со своими соседями - Турцией и Азербайджаном.
Главной целью армянского лобби, костяк которого составляет диаспора в США, является международное признание "геноцида" армян 1915 году, самоопределение Нагорного Карабаха, соблюдение прав армянской общины в Грузии. И действующее правительство Армении находится под постоянным давлением диаспоры, которая ощутимо подпитывает финансами хрупкую экономическую систему страны, требуя взамен как обеспечение и защиту национальных интересов и безопасности Армении, так и сохранение оккупированных территорий Нагорного Карабаха.
Взятый Саргсяном курс на примирение с Анкарой привел в ярость представителей лобби, с которыми президент Армении не мог не считаться. Более того, к мирному сосуществованию с соседями не оказалось готово и общество армянских обывателей вкупе с оппозицией и консервативными политическими слоями.
Усугублять и без того шаткое положение и непопулярность своего правительства Саргсян просто побоялся. Как итог, армянское правительство постаралось сделать все, чтобы процесс переговоров с Азербайджаном и Турцией не пришел к логическому завершению.
2009 год оставил разноречивые впечатления и изобиловал множеством событий. Градус отношений нередко перемещался в отрицательную зону и, казалось, что былых союзнических отношений между Турцией и Азербайджаном уже не вернешь. Однако мудрость и прагматизм в итоге брали верх, поэтому Баку и Анкаре удалось избежать взаимных обид.
Карабахская тематика во многом определяет отношения Турции и Азербайджана. Для Азербайджана восстановление территориальной целостности - самый главный и принципиальный вопрос, составляющий основу дипломатической активности, и здесь решительная поддержка Турции была самым важным фактором в отношениях союзников. Однако сближение Анкары с Ереваном значительно изменило настроение Азербайджана. Подписание армяно-турецких протоколов вызвало крайне эмоциональную реакцию Баку, которая выразилась в самых различных акциях, направленных против Турции. Турецкие лидеры при этом не успевали делать заявления с клятвенными заверениями о неизменности курса на поддержку Азербайджана. Однако количество произнесения этих клятв не всегда оказывалось действенным. Все это сказывалось на переговорах по другому не менее важному вопросу – газовому сотрудничеству, в частности перспектив экспорта газа из Азербайджана в Европу.
Недопонимание между Анкарой и Баку, возникшее после "футбольной дипломатии", осталось в прошлом сразу после того, как Турция не удовлетворила требования Запада и не ратифицировала протоколы в ущерб отношениям с Азербайджаном. Азербайджанскую делегацию в Анкаре приняли на самом высоком уровне. От бесед в Министерстве иностранных дел с его главой Ахметом Давутоглу гости из Баку перешли к общению с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, а позже их принял президент Турции Абдуллах Гюль. Основными темами переговоров стало традиционное обсуждение возможностей урегулирования нагорно-карабахского конфликта, экономического сотрудничества и снятие визовых ограничений. Турция и сегодня продолжает заверять Баку в поддержке по вопросу Нагорного Карабаха, что автоматически исключает возможность подписания протоколов с Арменией.
Сближение Турции с Арменией стало одним из важнейших событий в регионе, однако пока оно никак не отразилось на эффективности переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. Хотя Турция не намерена предпринимать действий, направленных против Азербайджана, однако полностью проблема протоколов в азербайджано-турецком диалоге еще не исчерпана. Тем не менее, стороны ушли от эмоций и перешли к более прагматичному разговору.
Президент Турции многократно подтверждал позицию своей страны в отношении поддержки Азербайджана в нагорно-карабахском конфликте. По мнению Гюля, Турция желает активизации усилий Минской группы ОБСЕ. Следует подчеркнуть, что Турция остается сторонницей мира в регионе и всегда будет рядом с Азербайджаном. Турция стремится устранить факты оккупации в регионе и "открыть закрытые двери".
Как известно, в июне текущего года в Турции состоялись парламентские выборы, в ходе которых очередную убедительную победу одержала правящая в стране умеренно исламистская Партия справедливости и развития во главе с Р.Эрдоганом. Это предполагает, что каких-либо серьезных коренных изменений во внутренней и внешней политике Турции в ближайшие годы не произойдет.
22 августа 2011 года Великое Национальное Собрание Турции (турецкий парламент) согласно своему регламенту сняло с повестки дня 898 нерассмотренных прежним составом ВНСТ законопроектов, среди которых оказались и два протокола о нормализации турецко-армянских отношений, подписанных министрами иностранных дел в Цюрихе (Швейцария) в 2009 году. Это дало очередной повод местным и зарубежным СМИ вновь вернуться к теме армяно-турецких отношений.
Вряд ли стоило драматизировать это решение турецкого парламента, которое носило больше технический характер и не выходило за рамки обычных процедур. Правительство Турции имело право повторно внести данные протоколы на рассмотрение нового состава ВНСТ и уже в сентябре этого года они были включены вновь в повестку дня парламента.
В турецких деловых и правительственных кругах есть сторонники нормализации отношений с Арменией и развития двустороннего торгово-экономического и транспортного сотрудничества. Закрытие границы со стороны Турции не только наносит огромный ущерб экономике Армении, но и в определенной мере сдерживает развитие приграничных районов Турции, в целом негативно отражается на региональной интеграции.
Вместе с тем, можно констатировать, что для официальной Анкары нормализация отношений с Ереваном пока не стала приоритетом во внешней политике, поскольку сейчас весьма остро стоят проблемы отношений Турции с Израилем, Сирией, Грецией (кипрская проблема), Ираком (курдская проблема), Ираном и т.п.
Кроме того, Анкара не может игнорировать резко негативное отношение к упомянутым протоколам со стороны Баку, с которым отношения носят характер стратегического партнерства (политического, военного, военно-технического, торгово-экономического). Чего стоит только один совместный проект - нефтепровод Баку-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Карс.
Исходя из этого, ожидать в ближайшее время нормализации турецко-армянских отношений не приходится. Похоже на то, что большая часть турецкого общества поддерживает позицию правительства Р.Эрдогана по этому вопросу: сохранять достигнутый статус-кво в турецко-армяно-азербайджанском треугольнике и воздержаться на время от каких-либо новых резких инициатив, могущих нарушить здесь баланс сил и интересов.
Нет никаких сомнений, что турецко-азербайджанские отношения достигли большого прогресса в течение последних нескольких лет. На этой неделе, например, в турецком городе Измире прошло совместное заседание турецко-азербайджанского Совета стратегического сотрудничества высшего уровня под председательством премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Кроме того, Турция и Азербайджан заключили в Измире межправительственное соглашение о закупке и транзите газа из месторождения “Шах Дениз-2”. Документ был подписан министрами энергетики двух стран. Данное рамочное соглашение предусматривает закупку Турцией природного газа из “Шах Дениз-2” и его транспортировку через турецкую территорию.
Анкара также рассчитывает, что в перспективе это азербайджанское месторождение может стать крупным источником топлива для загрузки трубопровода “Набукко”. Также ряд соглашений, закрепляющих основные договоренности в сфере закупки и транзита газа, подписали нефтегазовые компании двух стран – турецкая БОТАШ и госнефтекомпания Азербайджана ГНКАР.
Стороны также подписали ряд рамочных соглашений в сфере сотрудничества в проведении социальных программ, защите инвестиций, протокол о сотрудничестве между государственными дипломатическими академиями, об обучении полицейских кадров.
По словам президента Азербайджана Ильхама Алиева, в течение всех 20 лет независимости его страна, как и ранее, видела в Турции ближайшего соседа. «Сегодня азербайджанский народ, как всегда, находится рядом с турецким народом», - сказал президент Ильхам Алиев, отметив, что азербайджано-турецкое единство, опираясь на исторические основы, постоянно крепнет. Подчеркнув, что сегодня Турция и Азербайджан находятся рядом во всех вопросах, поддерживают друг друга, реализуют совместные проекты, выдвигают инициативы,
“В мире нет других двух стран, которые бы имели такие тесные связи”, – добавил Алиев. Он также указал на растущие экономические связи Азербайджана и Турции, отметив, что азербайджанские компании вкладывают крупные средства в проекты в Турции.
Оба лидера также приняли участие в церемонии закладки фундамента нового крупного нефтеперерабатывающего завода стоимостью около 5 млрд долларов который будет построен в Измире совместно партнерами Petkim – ГНКАР и TURKAS, и будет введен в строй в 2015 году.
Однако вопрос характера турецко-азербайджанских отношений стал иначе оцениваться в западных столицах. Западный мир, в частности США, стали увлекаться критикой Турции в отношении нынешней тупиковой ситуации в нормализации отношений между Анкарой и Ереваном. Более того, все большее число западных дипломатов стали утверждать, что Турция стала заложником Азербайджана.
Хотя причины, по которым Турция не может ратифицировать протоколы, очень просты: во-первых, ради стабильности в регионе решение карабахского вопроса должно без колебаний быть привязано к нормализации отношений между Ереваном и Анкарой. Хотя в протоколах формально и не указывается на вопрос карабахского урегулирования, однако именно по этой причине в свое время была закрыта армяно-турецкая граница – Турция тогда признала, что Армения оккупировала территорию Азербайджана. В этом вопросе Армения отказывается идти на уступки и хотя бы покинуть те территории, которые не входили в состав Нагорно-Карабахской Автономной области.
Во-вторых, в армяно-турецких отношениях вся сложность заключается в том, что армянская сторона, несмотря на то, что подписала протоколы, продолжает настаивать на нескольких принципиальных моментах. В первую очередь, для Турции важен отказ Армении от понятия «геноцид». В то же время армянская диаспора продолжает активно добиваться признания мировым сообществом событий 1915 года именно геноцидом и не планирует отступать.
В-третьих, печально известные протоколы, особенно при нынешних обстоятельствах, вряд ли могут пройти ратификацию в парламенте Турции. Это горькая реальность, которая несколько раз была подчеркнута и премьер-министром Эрдоганом. Поскольку решение Конституционного суда Армении в январе 2010 года, вызвало скептицизм среди членов парламента Турции, оппозиционные голоса стали слышны громче, чем когда-либо. Парламентарии стали сомневаться в том, насколько армянская сторона будет действительно искренна в своем желании сохранить обязательства по отношению решения комиссии историков по изучению событий 1915 года, предусмотренной в протоколах.
И, наконец, как было отмечено в недавней резолюции 1832 под названием "Национальный суверенитет и государственность в современном международном праве - необходимость уточнения", принятой ПАСЕ, несмотря на то, что в последнее время наблюдается прогресс в понимании национального суверенитета и государственности, понимание критерия государственности является одним из самых актуальных вопросов международного права, и в странах-членах ПАСЕ происходят попытки представить некоторые территории как независимые государства. Поэтому все страны - члены ПАСЕ должны избегать в какой бы то ни было форме признания и поддержки де-факто властей и территорий, сформированных в результате незаконного отделения. Хотя международное право признает право нацменьшинств на самоопределение, подчеркивается, что это право не создает условий для автоматического самоотделения. Поэтому Армения должна с уважением относиться к этим международным нормам и принципам, и во имя стабильности в регионе отказаться от территориальных претензий к соседям. Пока эти вопросы не будут решены, какого-либо прорыва в плане улучшения отношений не будет.
Чтобы турецкая сторона пошла на сближение, необходимо увидеть хоть какие-нибудь подвижки со стороны Армении. В этом отношении Армения не делает ничего. До сих пор армянская сторона не признает территориальную целостность Турции - существуют территориальные претензии. Если хотя бы по одному из этих направлений будут подвижки со стороны Армении, то будет виден резкий прогресс в нормализации армяно-турецких отношений.
Именно по этим причинам Запад должен продемонстрировать более решительную позицию и оказать давление на Армению. Отсутствие должного понимания характера азербайджано-армянского конфликта, а также проявление равнодушия западными демократиями в этом вопросе стали причиной нарушения и несоблюдения всех международных обязательств, в том числе ОБСЕ, в регионе.
До настоящего времени всегда были призывы к продолжению переговорного процесса. Соединенные Штаты и Запад по-прежнему стремятся ясно довести до лидеров Азербайджана и Армении как на двусторонней основе, так и посредством Минской группы, что решения конфликта военным путем не существует. Они продолжают призывать стороны конфликта проявлять сдержанность, дабы минимизировать риск просчета. Сопредседатели Минской группы продолжают оказывать Армении и Азербайджану содействие в осознании того, что возвращение к открытому конфликту будет иметь катастрофические последствия, как для самих стран, так и для всего региона. При этом упоминается заявление президентов Обамы, Медведева и Саркози, сделанное на саммите G-8 26 мая 2011 года о том, что урегулирование конфликта только путем переговоров может привести к миру, стабильности и примирению.
В частности, на данном этапе некоторые основные обязательства ложатся на плечи Франции, России и США, которые являются сопредседателями МГ ОБСЕ. Минская группа должна сделать все возможное для увеличения динамики, направленной на решение нагорно-карабахского конфликта, который препятствует развитию экономики, добрососедских отношений и стабильности в регионе. По мнению посла США в Азербайджане Мэтью Брайза, военный путь решения конфликта неприемлем, но сохранение нынешнего статус-кво также недопустимо.
Однако, чем дольше не решается конфликт, тем больше шансов на то, что стороны могут пойти по пути военного решения проблемы. Вероятность, конечно, возрастает. При этом надо отметить, что ситуация в целом крайне опасная. Любая провокация может привести к переходу конфликта в горячую фазу.