Основы постконфликтного восстановления

Читать на сайте Вестник Кавказа
«2011 год был одним из немногих, когда ожидания о скором разрешении конфликта были очень велики. Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ несколько раз выступали с заявлениями по нагорно-карабахскому конфликту, что можно охарактеризовать в качестве стимулирования сторон к реальным подвижкам», - заявил заведующий сектором в отделе Политического анализа и информационного обеспечения Администрации президента Азербайджана Фархад Мамедов, выступая в Москве на презентации книги «Концептуальные основы восстановления постконфликтных территорий Азербайджана».

Однако, по его мнению, как и в прошлые периоды переговорный процесс не смог перейти в стадию реализации достигнутых договоренностей и сторонам не удалось зафиксировать прогресс. Долгожданного изменения статус-кво, анонсируемого в заявлениях стран-сопредседателей, не произошло. Армения не вывела свои войска с оккупированных территорий. С армянской стороны посыпалась целая серия провокационных заявлений на саммите глав государств СНГ в Душанбе, Генассамблее ООН в Нью-Йорке, на саммите «Восточного партнерства» в Польше, где нашли отражение ряд мыслей, которые отбрасывают переговорный процесс к 1994 году. Далее армянская сторона стала называть инициируемые ими же перестрелки на фронте «карательными операциями», используя жизни армянских солдат в процессе консолидации разобщенного армянского общества.

«Нечто подобное мы могли наблюдать после заключения Цюрихских проколов по армяно-турецкой нормализации, когда руководство Армении, используя этот процесс получило международную легитимность. Получив призрачную надежду на открытие границ с Турцией, Армения ужесточила позицию и свела на нет надежды на заключение мирного договора», - напомнил Мамедов.

По его мнению, переговорный процесс не может зайти в тупик, так как при признании этого, сопредседателям не останется ничего кроме отхода от процесса урегулирования. Позиция Азербайджана по этому вопросу предельно ясна, и подразумевает искреннее желание продолжения переговоров, а не их имитацию или же возвращение к обсуждению вопросов, по которым было уже достигнуто согласие. Именно в этом контексте следует понимать требования Азербайджана к сопредседателям Минской группы относительно активизации переговорного процесса. Компромиссы Азербайджана налицо: это и гарантии физической безопасности армянам Нагорного Карабаха, демилитаризованная зона, беспрепятственная связь с Арменией, обеспечение экономического благосостояния и социокультурного развития как азербайджанского, так и армянского населения края. Президент Азербайджанской Республики не раз указывал на возможность совместного проживания армян и азербайджанцев в Нагорном Карабахе и указывал на прецеденты в Европе. В мире есть многочисленные примеры успешного разрешения территориальных конфликтов на основе совмещения принципов территориальной целостности и права народов на самоопределение. Использование определенных механизмов в разрешении этих конфликтов может способствовать более трезвой оценки реальности со стороны армян Нагорного Карабаха.

По словам Мамедова, руководство Армении блокирует информирование армян Нагорного Карабаха об этих инициативах. Мы не раз становились свидетелями, когда так называемые карабахские неправительственные организации, или же «послушная их часть», выступала с заявлениями о бойкоте тех или иных международных миротворческих организаций, когда последние выступали с инициативами совместного проживания армян и азербайджанцев в Карабахе. В Армении и Нагорном Карабахе блокируются азербайджанские армяноязычные информационные ресурсы. Именно Армения перестала участвовать в «инициативе послов», когда послы Азербайджана и Армении в сопровождении известных представителей общественности посещали конфликтующие стороны. На сегодня инициатива во встречах азербайджанских и армянских общин также принадлежит Азербайджану.


Книга «Концептуальные основы восстановления постконфликтных территорий Азербайджана», по мнению Мамедова несет в себе позитивный заряд, закладывает определенное видение будущего и демонстрирует, как много еще нужно будет сделать для того, чтобы наладить нормальную жизнь на оккупированных землях. Как было показано в презентационном материале профессора Муззафарли, для полной реабилитации территорий нужны годы, а может быть и целое десятилетие. На сегодня нет точного видения точки старта этого процесса, так как не достигнут мир между сторонами конфликта, на линии соприкосновения армянских и азербайджанских армий каждый день слышны выстрелы и не редко гибнут люди. Показанные в данной книге предложения и финансовые суммы реальны для Азербайджана и абсолютно фантастичны для Армении. Азербайджан может вложить указанные в исследовании десятки миллиардов долларов в процесс восстановления территорий, тогда как Армения на протяжении двух десятилетий не вложила в эти территории и пяти процентов от указанной суммы.

«Презентуемое исследование наполняет содержанием азербайджанские предложения по налаживанию нормальной жизни для населения Нагорного Карабаха - как армянского, так и азербайджанского. Наряду с этим и другими исследованиями в экономической сфере, в Азербайджане завершаются исследования в направлении возможных вариантов имплементации политических прав армян Нагорного Карабаха в составе Азербайджана. В данных исследованиях будут продемонстрированы те элементы прав и свобод, которые армяне могут получить в составе Азербайджана», - рассказал Мамедов, предположив, что после этого армяне Нагорного Карабаха смогут сравнить: что имеют сейчас при военном режиме, и что могут получить в будущем. Нынешнее поведение армянских властей демонстрирует, что единственное чего они добиваются – это сохранение нынешнего положения с надеждой на то, что в будущем позиции Азербайджана или же международного сообщества претерпят изменения. Но продолжение армянской оккупации заставляет Азербайджан все более активно изолировать Армению от региональных экономических проектов, и после начала работы железнодорожной ветки Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс в регионе не останется даже гипотетического регионального проекта, где могла бы участвовать Армения. Процесс миграции населения также является наглядным примером отсутствия перспектив в Армении: из стран Южного Кавказа Армения занимает первое место по заявкам на гражданство в Российской Федерации и лидирует по заявкам на получение грин карт в США и Канаде.

По оценке Мамедова, презентуемое исследование является одним из вариантов видения Азербайджаном постконфликтного региона. К сожалению, со стороны кругов, заинтересованных в продолжении нынешнего, кризисного положения, планомерно распространяется мнение, что разрешение конфликта приведет к непредсказуемым последствиям в регионе, и в частности навредит интересам России и Ирана. Разрешение армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта несомненно изменит архитектуру системы безопасности в регионе, однако не перенаправит ее в какую-либо сторону. Государства региона, и в частности Азербайджан, не раз заявляли, что не хотят видеть себя пространством соперничества мировых держав. Урегулирование конфликта создаст возможность государствам Южного Кавказа более плотно интегрироваться между собой, снять напряженность в отношениях с соседями, как на Юге, так и на Севере. Территория Южного Кавказа станет более предсказуемой. Таким образом, Азербайджан демонстрирует добрую волю по отношению к армянскому населению Нагорного Карабаха. Азербайджан нацелен на прогресс и перспективу, так как имеет для этого потенциал и ресурсы.