Бахруз Абдолванд: «Азербайджан и Армения конкурируют за российскую поддержку»
Читать на сайте Вестник КавказаЭксперт по странам Каспийского региона и Центральной Азии, доктор Свободного университета Берлина Бахруз Абдолванд дал расширенное интервью руководителю европейского бюро ВК Орхану Саттарову. Мы публикуем третью, заключительную часть интервью, посвященную карабахскому урегулированию, перспективам Абхазии и Южной Осетии, а также ситуации вокруг Сирии.
- В данный момент приходится констатировать, что армяно-азербайджанские переговоры, проходившие при активном посредничестве президента Дмитрия Медведева, зашли в тупик. Что может Россия еще предложить в качестве посредника в нагорно-карабахском конфликте, чтобы продвинуть переговоры?
- На мой взгляд, переговоры в Казани представляли собой лишь любезный жест российского президента Медведева, чтобы показать присутствие России в регионе. Недавно Россия расширила свое военное соглашение с Арменией одним важным пунктом. Согласно нему, Россия обязалась до 2044 года защищать всю территорию Армении в случае нападения. Помимо этого, Россия снабжает это кавказское государство современным вооружением. В случае военного столкновения между Карабахом и Азербайджаном, Армения сможет ввести в Карабах 60 тысяч солдат, не опасаясь, что ее собственная территория останется без защиты. Таким образом, баланс сил в регионе изменился в сторону Армении, и, следовательно, Карабаха.
Россия как региональная держава хочет оказывать влияние на внешнюю и внутреннюю политику Азербайджана. С одной стороны, она продает ему вооружения, к примеру, системы С-300, а с другой - создает платформу для переговоров, чтобы усилить собственную значимость. Россия, таким образом, является выигравшей стороной в этой ситуации, так как Азербайджан и Армения конкурируют за российскую поддержку. В этих условиях Россия заинтересована в цементировании статус-кво, а не в разрешении конфликта. Если конфликт между Арменией и Азербайджаном будет улажен, то Армения больше не будет нуждаться в поддержке России. Исходя из этого не логично, что Россия будет содействовать заключению мирного соглашения между сторонами. Помимо этого, Армения, и, следовательно, Карабах, не могут себе позволить мир в обмен на территории. Если оккупированные Арменией территории будут возвращены Азербайджану, в особенности районы севернее и южнее Лачинского коридора, то будет поставлено под угрозу наземное соединение между Карабахом и Арменией. Проживающее там население необходимо для ассиметричной войны. Единственная возможность Азербайджана вернуть Карабах военным путем заключается в ведении асимметричной войны, а не фронтальном нападении, так как танковые подразделения азербайджанской армии в горах неэффективны. Для этого нужна масса населения для логистической поддержки, которой Азербайджан все же не обладает. Российским военным это известно, но Россия продолжает свое посредничество, прекрасно зная, что это не приведет ни к какому результату.
- Считаете ли вы, что ключ к разрешению нагорно-карабахского конфликта лежит в Москве?
- В самом деле, Москва заинтересована не в разрешении конфликта, а в его менеджменте. Москва хочет сохранить зависимость Армении от России, чтобы и дальше присутствовать на Кавказе. С этой точки зрения разрешение конфликта не в интересах России. Любая мирная инициатива России является лишь дипломатическим маневром. Азербайджан же не может себе позволить войну при нынешнем раскладе, так как война за освобождение Карабаха экономически ослабит страну и уничтожит его нефтегазовую индустрию. По этой причине, Москва уверена, что ситуация под контролем и воинственная риторика Баку имеет внутриполитическое значение.
- Какие у вас ожидания от переговоров между властью и оппозицией в Армении, и как он может повлиять на нагорно-карабахский конфликт?
- В самом деле, сейчас ведутся переговоры между оппозицией под руководством Тер-Петросяна и правительством. Но в предыдущие годы политическая линия Тер-Петросяна была ослаблена, и влияние из Карабаха на армянскую внутреннюю политику возросло. В случае проведения демократических выборов готовый к переговорам экс-президент набрал бы лишь 10-15 процентов голосов избирателей. Этого недостаточно, чтобы влиять на значимые внутри- и внешнеполитические темы – такие, как конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Это подкрепляется еще и тем, что армянская диаспора поддерживает политику карабахских армян, и в вопросе Карабаха еще непримиримее, чем население в самой Армении. Против этого альянса Тер-Петросян не сможет противопоставить действенный инструмент.
- Российско-грузинские отношения заморожены с момента войны в августе 2008-го года. Смирились ли грузины с потерей двух провинций? Видите ли вы шансы на интеграцию мятежных провинций в грузинское государство?
- Дебаты относительно мятежных провинций действительно стали темой внутриполитического дискурса. В то время как определенные круги в правительстве считают возможной реинтеграцию регионов военными средствами, часть оппозиции и стратегические мозговые центры готовы к признанию их независимости, в особенности, в отношении Абхазии. Они придерживаются мнение, что интеграция регионов возможна на добровольной основе путем их признания.
На самом же деле, обе провинции бесповоротно отделены от Грузии. Так как Запад без учета мнения России признал независимость Косово, российское правительство усмотрело в этом прецедент и перенесло его на Абхазию и Южную Осетию. Многие жители этих провинций имеют русские паспорта, а их экономика входит в зону российского рубля. Де-факто эти территории оккупированы и интегрированы Россией. Здесь закон силы победил силу закона.
- А как вы оцениваете попытку Грузии активнее влиять на обстановку в Северном Кавказе - в частности, путем односторонней отмены визового режима с северокавказскими республиками?
- По факту этот шахматный ход Грузии не будет играть особо значимой роли. Очень многие северокавказские сепаратисты и раньше могли ездить в Грузию. Грузия была определенного рода тылом для сепаратистских сил на Северном Кавказе. Но это не ослабило сколько бы то ни было значительно влияния России. Односторонняя отмена визового режима со стороны Грузии должна рассматриваться лишь в качестве дипломатического хода и расцениваться как признак ее бессилия.
- Как вы оцениваете события, происходящие сейчас в Сирии?
- Если искать мотивы сирийского руководства при подавлении демонстрантов, то будет полезно взглянуть на внутриполитическую структуру государства. Правительство в Дамаске представляет шиитских алавитов, которые со времен французской колонизации формировали структуру сирийской армии. После обретения независимости численное превосходство алавитов в армии сделало возможным достижение ими власти в государстве. Но при этом алавиты составляют максимум 30 процентов сирийского населения, в то время как остальные 70 процентов являются суннитами. Алавиты пытались при помощи панарабизма минимизировать религиозный фактор в стране, и позиционировали себя больше как арабы, нежели мусульмане. Но изменения в исламском мире, начиная с 1980-х годов, многократно приводили к тому, что религиозные противоречия отражались на политическом уровне. Сирийское правительство в последние годы неоднократно подавляло исламские партии, в особенности, «братьев-мусульман», так как алавиты знают, что в случае перехода политической власти к суннитам, им, как шиитскому меньшинству, грозит судьба их братьев по вере в Саудовской Аравии. Так же как и шииты в Ираке страдали при Саддаме Хусейне. Поэтому алавиты в Сирии никогда не отдадут власть суннитам. Они даже готовы разделить страну, лишь бы не жить под властью суннитов. По этой причине правительство Асада поддерживается Тегераном. Сильная связь между Дамаском и Тегераном позволяет правительству Асада удерживать власть.
В Сирии есть и светские сунниты, идентифицирующие себя с нынешней властью, и поэтому маловероятно, что расклад сил в стране станет неблагоприятным для Асада. Помимо этого, Россия и Китай выступают в роли защитников режима Асада в ООН, что показало себя и в недавних резолюциях Совбеза ООН по Сирии. Совбез смог лишь договориться о ноте, которая советует Асаду использовать меньше насилия по отношению к демонстрантам. Это нота даже не является резолюцией. К тому же Россия продает оружие Сирии и одновременно предостерегает Запад от санкций и требований об отставке Асада. Становится ясно, что ситуацию в Сирии нельзя сравнивать с Ливией.