Бахруз Абдолванд: «Турецкое общество все в большей степени будет поворачиваться к исламу»
Читать на сайте Вестник КавказаЭксперт по странам Каспийского региона и Центральной Азии, доктор Свободного университета Берлина Бахруз Абдолванд дал расширенное интервью руководителю европейского бюро ВК Орхану Саттарову. Мы публикуем первую часть интервью, посвященную перспективам развития политических систем в Казахстане и Турции.
-Господин Абдольванд, вы недавно вернулись из Казахстана. Новость о том, что президент Назарбаев болен, стала причиной неуверенности в казахстанском обществе, ведь политическую систему Казахстана в целом сложно представить без личности Назарбаева. Какие сценарии развития событий в республике вы прогнозируете после Назарбаева?
- В самом деле, президент Назарбаев недавно находился на лечении в Германии. В том случае, если он в ближайшем будущем не сможет более исполнять функции президента, элита найдет ему замену, которая обеспечит преемственность предыдущей политики, как мы это могли наблюдать на примере Туркменистана после смерти президента Ниязова.
Вероятно, его зять Тимур Кулибаев станет преемником на посту президента. В данный момент, как мне кажется, политическая система под руководством Назарбаева осторожно открывается. К примеру, обдумывается создание двухпартийной системы, и казахстанские органы юстиции ищут поддержку для осуществления реформ и борьбы с коррупцией. Кроме того, правозащитники признают, что в Казахстане на данный момент отсутствуют политические заключенные. И эта тенденция сохранится и после смены президента, так как Казахстан думает о своем имидже в европейском сообществе.
- Спустя недолгое время после парламентских выборов в Турции, военное руководство страны консолидировано ушло в отставку в знак протеста против «незаконных арестов» и «публичных нападок на армию». Как вам кажется, это лишь маневр турецкого генералитета (ушедшие в отставку командиры военно-морских сил, армии и ВВС в любом случае должны были в скором времени выйти на пенсию), или же однозначная победа Партии справедливости и развития?
- Фактом является то, что Турция ощущает собственную принадлежность к демократии и европейским ценностям. Выборы, прошедшие в предыдущие годы, указывают на то, что Партия справедливости и развития сохранила свою власть благодаря ее поддержке со стороны населения. Партия не манипулировала выборами и завоевала, тем самым, легитимность. Выиграла сейчас парламентские выборы эта партия или же какая-либо другая – это, в первую очередь, победа демократии, а не победа Партии справедливости и развития.
Вместе с тем этой партии удалось улучшить экономическую ситуацию Турции, жизнь населения, приобретя новых сторонников. Таким образом, военным не удалось сместить правительство антиконституционным путчем, чтобы, в конце концов, снова взять власть в свои руки. Неудачная попытка «эргенеконовского» заговора привела к ослаблению консервативных кругов внутри армии, которая с 2003 года постоянно угрожала правительству путчем. К апрелю 2011 года было арестовано порядка 300 путчистов, многие из которых являлись военными. Отставка генералов должна расцениваться как знак бессилия военных. В отличие от 1960-х и 1980-х годов, когда армия брала власть в свои руки путем путча, сейчас она не получила поддержки как населения, так и на международной арене. В частности, США и ЕС потребовали от армии соблюдать правила демократической игры. Рассматривая итоги последнего референдума по конституции, который поставил под вопрос светскую основу политической власти в Турции, складывается впечатление, что внутреннее соотношение сил в стране уже не в пользу кемалистских кругов.
- Предположим, Партии справедливости и развития удается изменить конституцию согласно собственным представлениям и еще больше ограничить власть генштаба. Как вам кажется, будет ли это способствовать дальнейшей демократизации Турции, или все же, как опасаются некоторые эксперты, приведет к дальнейшей исламизации и радикализации политического руководства?
- Партия справедливости и развития до сих пор придерживалась демократических правил игры, одновременно пытаясь найти принцип конвергенции со светскими кругами. При рассмотрении состава турецкого Кабинета министров, бросается в глаза, что помимо представителей Партии справедливости и развития там представлены и светские женщины, как, например, министр образования Нимет Чубукчу. Это указывает на то, что Партия справедливости и развития пытается следовать принципу конвергенции турецкого общества, и не быть исключительно религиозной партией. Исходя из этого, мне кажется, что партия и в дальнейшем будет ориентироваться на эти нормы. Исламское лицо партии является не только желанием политического руководства партии, но и волей рядового турецкого гражданина. Как не каждый исламист является фундаменталистом, точно так же и не каждая религиозная партия является фундаменталистской. Помимо этого, партия глубоко пустила корни в турецкую экономику. Она будет продолжать обеспечивать интересы турецкой экономики, и вследствие этого, проводить прагматичную, а не идеологическую политику. Но все же, в данный момент кажется, что турецкое общество все в большей степени будет поворачиваться к исламу как своему идентификационному признаку.