Абхазия в новых реалиях-3

Читать на сайте Вестник Кавказа
Недавно в Москве прошел круглый стол на тему российско-абхазских отношений в новых реалиях http://www.vestikavkaza.ru/video/?ID=43400. Свою точку зрения на перспективы отношений между Москвой и Сухуми высказали президент Всемирного конгресса абхазо-абазинского народа, сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа Тарас Шамба, научный сотрудник Института политических и социальных исследований Черноморско-Каспийского региона Андрей Арешев и координатор рабочей группы Центра изучения Кавказа, Центральной Азии, Урала и Поволжья Института востоковедения Александр Скаков. ВК предоставляет трибуну для выступления всем трем экспертам. В этом материале – мнение Александра Скакова о вопросах собственности, гражданстве и перспективах признания.

О российско-абхазских отношениях
Понимание того, что Абхазия не Россия должно быть не только в России, но и в Абхазии. То есть Абхазия должна больше надеяться на себя, на свои силы, реализовать свой потенциал, стараться развивать свою экономику, а не надеяться на то, что Москва поможет, даст деньги. В Абхазии есть очень богатые ресурсы, есть достаточно много талантливого населения, которое способно развивать республику самостоятельно, конечно, с помощью и с гарантиями независимости, полученными от России.
Между Россией и Абхазией нет ни одной кардинальной серьезной глобальной проблемы. Вопрос собственности не очень простой, но решаемый. Это частные случаи, которые касаются не только абхазов, не только русских, но и других национальностей. Проблема в том, что это может привести к эффекту снежного, когда вопросов становится все больше и больше, а в итоге за деревьями уже не видно леса. Иногда возникает ощущение, что эти проблемы искусственно подбрасывают со стороны, чтобы вбить клинья в наши отношения. Кроме проблемы собственности, это проблема, например, совместной охраны границы между Абхазией и Грузией; это проблема границы между Россией и Абхазией у населенного пункта Аибга; это проблема принадлежности военного санатория; проблема абхазской церкви. Актуален и вопрос строительства дороги между Черкесском и Сухумом через Кодорское ущелье. Дорогу надо строить давно, она была в свое время почти что построена, называлась Военно-сухумская дорога. Осталось только пробить дорогу через перевал. Учитывая имеющуюся технику это не так сложно и деньги для этого нужны не такие большие. Такая дорога она кардинально изменит ситуацию и в плане экономики, и в плане политики, и в плане безопасности на всем Западном Кавказе. Тем более это важно в свете приближения Олимпиады и всех возможных и проектов, и провокаций, которые могут иметь место в связи с этим.
Ну и наконец, то, что творится на границе между Россией и Абхазией - это просто безобразие. Зачем устраивать бардак на границе, когда люди часами стоят в очереди и на жаре, на духоте не могут ее перейти. Когда летом во время курортного сезона количество людей гораздо больше, чем зимой, закрывается один из двух мостов на этой границе. Это хуже чем глупость. 

О перспективах признания
Думаю, что этот процесс будет идти пока что довольно медленно - многие страны были бы готовы признать Абхазию, но в обмен на какие-то финансовые дивиденды. Думаю, что гнаться за этим не стоит.
С другой стороны, есть позитивная динамика. Есть изменения, явное изменение отношения к Абхазии Евросоюза и Вашингтона, где постепенно все больше и больше становится понимания того, что Абхазия независима уже навсегда. Но Брюсселю и Вашингтону пока сложно отказаться от однозначной поддержки целостности Грузии. Эта дилемма пока что мешает дальнейшему признанию Абхазии. Но движение в этом направлении уже есть. Думаю, рано или поздно (может, через пять лет, может, больше), но Абхазия будет признана очень многими странами, в том числе странами европейскими. Надо над этим работать, и к процессу спокойно относиться. Главное, чтобы все было хорошо в Абхазии и чтобы все было нормально в отношениях между Россией и Абхазией.
В то же время ситуация в мире очень нестабильная и измениться может довольно быстро и кардинально. Напомню хотя бы два фактора, которые влияют серьезно на ее устойчивость. Первый фактор – это совершенно непонятная ситуация с тем, что будет вокруг нагорно-карабахского конфликта. Ситуация очень быстро приближается к взрывоопасной черте в этом регионе Кавказа, а если будет взрыв там, то он отзовется на гораздо более глобальном регионе. Второй фактор – это быстрое, резкое и очень сложное изменение роли Турции в регионе. Турция является серьезным очень игроком, серьезным фактором, в том числе для Абхазии. Эти два фактора, а факторов еще можно довольно много назвать, могут серьезно изменить ситуацию в целом регионе и ускорить, или может быть замедлить, вопрос о признании независимости Абхазии.

О диаспоре
Москва должна стараться использовать все возможности, которые сейчас у нас есть. Это происходит, к сожалению, не всегда. Напомню одну такую утраченную возможность. После войны между Россией и Грузией, после признания Абхазии, было очень позитивное отношение к России со стороны очень многочисленной кавказской диаспоры по всему свету. Но Россия не сделала почти ничего, для того чтобы использовать потенциал этой диаспоры для увеличения своего влияния и своих возможностей в Турции и в странах Ближнего Востока тоже. Нельзя такие возможности упускать, надо их использовать.

О границе
Подразумевается, что охрана будет осуществляться совместно российскими и абхазскими пограничниками, потому что пограничники из России не всегда знают местную специфику и в случаях каких-то проблем они оказываются один на один с местным населением. Проблемы бывают разные. Например, человек заболел и его нужно привезти в больницу. Разные бытовые случаи. И в этих случаях всегда важно, чтобы это все делалось совместно. Чтобы было серьезное участие и абхазской стороны. Нужно стараться, чтобы это были именно совместные базы, совместные пограничные наряды, совместная работа. Это хорошо и для России, и для Абхазии.

О внутриполитической ситуации в Абхазии
В Абхазии всегда была сильная оппозиция и сильное гражданское общество, в особенности, сильная система НПО, которые реально занимались делом, а не просто получением денег или их отмыванием. Оппозиция будет оставаться - мы видим, что есть стабильный электорат, голосующий, например, за Рауля Хаджимбу. Стабильно, около 20% голосуют за него. Эта оппозиция встроена в систему отношений в самой Абхазии. Т.е. это не радикальная оппозиция, а конструктивная, настроенная на диалог с властью, на решение проблем. Думаю, что все будет развиваться в рамках демократии, в рамках необходимых норм и процедур.