Художница-сюрреалист о живописи и о кино

Читать на сайте Вестник Кавказа
Азербайджанская художница-сюрреалист Мехрибан Эфенди дала большое интервью «Вестнику Кавказа», в котором рассказала о своем творческом пути, о первых международных успехах, и о своем взгляде на будущее человечества. Мы публикуем первую часть интервью, где Мехрибан Эфенди рассказывает о начале своей работы в живописи и в кино.

- Мехрибан ханум, как вы пришли в мир изобразительного искусства и когда вы почувствовали в себе талант художника?

- Думаю, меня привела судьба. В жизни трудно что-то планировать наперед, даже если строишь какие-то планы, всегда получается так, как хотелось бы. Лет с пяти у меня проявилось какое-то внутренне предчувствие, мне казалось, что я общаюсь с какими-то неземными силами. Эта энергетика настолько давала такое внутреннее наслаждение, что я стремилась к уединению. Оставаясь наедине с собой, я представляла какие-то космические образы, цвета, узоры, рисунки. Но до семи лет я была безразлична к рисованию и никогда не брала в руку карандаш. Зато в школе я начинала рисовать без остановки, ни один учитель не мог у меня отнять ручку. Рисуя, я стала взрослеть физически и духовно.
У меня были любящие отец и мать. Все в семье вертелось вокруг меня, поскольку я была первым ребенком. В восточных семьях, если отец сильно любит дочку, то все делает ради нее. Но родители долго не хотели отдавать меня в художественную школу. Лишь увидев, что любовь к рисованию не проходит, мне наняли учителя, который готовил меня к вступительным экзаменам в художественную школу. За два три месяца я научилась тому, чему обычно учатся годами и поступила в школу изобразительных искусств имени Азимзаде.
Как-то к нам туда приехала команда с «Союзмультфильма». Я прошла их экзамены и оказалась в десятке десятку лучших аниматоров-студентов. Так я оказалась на анимационном курсе «Союзмультфильма». Кстати, многие мои бывшие однокурсники сейчас работают и в Голливуде, и в Израиле, и на «Мосфильме».
Анимация у меня получалась превосходной, я была одним из лучших прорисовщиков в азербайджанской мультипликации. Иногда режиссеры просили меня сделать целый фильм в одиночку. Но я не люблю диктата, ограничений, консерватизма, поэтому меня пригласили работать художником по костюмам на «Азербайджанфильме», сразу согласилась. Я до сих пор работаю на этой студии, теперь уже начальником цеха по подготовке к съемкам фильма. В этом отделе находится и костюмерная, реквизиторские цеха, которые обеспечивают все фильмы, снимающиеся в Азербайджане.
Сейчас «Азербайджанфильм» вместе с «Мосфильмом» снимает вторую часть фильма «Не бойся, я с тобой». Все костюмы, реквизит берутся из нашего цеха. И плюс к этому я участвую во многих интересных проектах - в фильмах, рекламе, работаю как художник. Другой работы у меня никогда не будет. Кем бы я ни стала, у меня в кабинете всегда будет мольберт - без рисования я не смогу жить.

- Какую свою картину вы можете назвать своей первой профессиональной работой?

- Когда я еще училась на третьем курсе школы изобразительных искусств, в комплексе дворца Ширваншахов проходил конкурс за лучшую работу с изображением дворца. Все сделали рисунки в классическом стиле, а я написала Ширваншах желтыми красками на красном фоне. Этот рисунок выставили в ряду других работ радом с комплексом. Председатель жюри, ныне покойный Мурсал Наджафов еще даже не дошел до моей картины, а издалека сказал: Первое место - красной работе». Моя картина отличалась от других, в ней была символика – огонь.
Потом как-то в художественной школе выполняя рисунок на свободную тему, я написала то, что на меня снизошло из космоса. Педагог с долго с удивлением смотрела, а потом спрашивает: «Мехрибан, а кем ты хочешь стать?» Дело в том, что в школах учат классике, а тому жанру, в котором я написала картину, нас не учили. Вообще начале, когда люди видели мои эскизы, наброски, они думали, что я их срисовывала с каких- то иностранных журналов.
Как-то папа показал одной профессиональной художнице мои эскизы. И она сказала: «Знаешь девочка, если ты хочешь стать художником, все что у тебя есть от бога, но все это оставь пока. Оставь до того времени, пока ты не обучишься азам классики, канонам, законам». Был период, когда я занималась в специальных мастерских, писала копии картин известных художников. Неспроста говорят век живи - век учись. Жизнь сама есть большой урок. В жизни можно увидеть такие вещи, которые невозможно воспроизвести ни словом, ни фотографией.

- Какие были ваши первые работы в качестве художника по костюмам в художественных фильмах?

- Все началось с фильма Фарида Гумбатова «Посторонние». Параллельно с этой работой я получила предложение от Гульбениз Азимзаде, которая снимала вместе с Хафизом Фатуллаевым фильм «Сгорю в пламени твоем». Когда я закончила работу в этих двух фильмах, Фатуллаеву предложили реализовать на «Узбекфильме» совместный азербайджано-узбекский проект «Красный поезд». Это был очень сложный двухсерийный фильм с большой постановкой. Вначале ничего сверхъестественного не требовалось, но когда я прочитала весь сценарий, фантазия заиграла, я захотела сделать необычные эскизы. 
Вторым режиссером картины был народный артист Узбекистана Умас Алиходжаев, одну из ролей исполняла Матлюба Алимова, которая играла цыганку в фильме «Цыган», был профессиональный состав художников и операторов. Когда они увидели мои эскизы, засомневались, можно ли сделать такие костюмы. Однако я за месяц сделала около ста костюмов.
Сюжет фильма был про фантастический город будущего - исторический фарс, требующий к каждому персонажу особого подхода. Мы из зоопарка брали перья редких птиц и из них шили костюмы. Для меня это была очень удачная работа.
Через два три года мы приехали в Баку, и я начала работать в фильме Гусейна Мехтиева «Чужое время». Этот фильм принес Азербайджану четыре международные награды. Увидев мою работу, сам Расим Оджагов предложил мне работать в фильме «Номер отеля». А он если к кому-нибудь привыкал, то мог 50 лет работать с этим человеком. Потом Оджагов должен был приступать к фильму «Начало», но стал там лишь консультантом, потому что физически не мог уже осуществить эту работу, а режиссером выступила Мехрибан Алекберзаде. В «Начале» я тоже работала в качестве художника по костюмам.
А между этими картинами у меня были телевизионные фильмы «Гара ней» и «Гаджи Гара», где я работала уже в качестве художника-постановщика.
Продолжение следует