ДАРГАВСКИЙ ГОРОД МЕРТВЫХ
Читать на сайте Вестник КавказаВ недавние времена, когда Кавказом интересовались не столько военные, сколько туристы со всего света, ни один экскурсионный маршрут по территории Северной Осетии не обходился без посещения Города мертвых в Даргавской горной котловине. Добраться до него из Владикавказа на автомобиле можно было за час.
Это путешествие переносит вас из современности в загадочное средневековье. На склоне горы Чиджитыхох сохранился древний некрополь — 99 каменных надземных, полуподземных и подземных могильников. В могильниках до сих пор находятся останки людей. Погребения в некрополе предположительно относятся к большому периоду времени — от XIV до XIX века. До сих пор сохранились скелеты умерших людей. Историки утверждают, что в середине XIX века здесь и вовсе находились неразложившиеся мумии. На «улицах» даргавского Города мертвых стояли, сидели, лежали умершие. В склепах, на полках, можно было видеть мумии мужчин и женщин в характерной для того времени одежде. Склепы делились на женские и мужские. Последние можно распознать по фаллическому символу на крыше.
Мумии стали разлагаться, как утверждают специалисты, в конце XIX века из-за смены климата в горах этой части Центрального Кавказа. Сухой целебный климат сменился на относительно влажный, который и стер многочисленные следы жизни и погребения прошлых веков.
Но до сих пор прочные склепы напоминают жилые башни. Их пирамидальные и конусообразные формы кровли сложены из сланца в виде ступенчатых уступов. Могильники служили фамильными (родовыми) усыпальницами. Есть сведения, что массовые захоронения относятся к средневековому периоду, когда в этих местах свирепствовала чума. Смертельно больные люди сами приходили сюда, выбирали полку в могильнике и ждали смертного часа. Но в некрополе есть и захоронения более позднего периода.
Умершего хоронили в его одежде с оружием и вещами. До недавнего времени здесь находили ножи, топоры, кинжалы, булавы, стрелы. Покойников клали обычно на деревянные полки или в ладьеобразные колоды. В каждом склепе оставлялось отверстие — лаз, служивший входом, через который умерших вносили завернутым в ткань. В стенах делались небольшие отверстия для вентиляции.
Правительство еще в 1960-х годах взяло даргавский Город мертвых под государственную охрану. Некрополь получил статус филиала Северо-Осетинского музея краеведения, который впоследствии стал Объединенным музеем республики. Но все это не уберегло некрополь от разграбления «черных археологов» и в значительной степени от советских туристов, отдыхавших на соседней турбазе «Кахтисар». Приезжие, по рассказам местных жителей, изымали из склепов черепа и кости.
Сегодня туристов в этих местах почти нет, «черные археологи», по всей видимости, переключились на многочисленные предкавказские курганы, хранящие предметы скифского периода, в том числе и золотые украшения. Местные власти не обделяют Город мертвых вниманием, изредка выделяя средства из скудного республиканского бюджета на реставрацию уникального памятника старины.
Это путешествие переносит вас из современности в загадочное средневековье. На склоне горы Чиджитыхох сохранился древний некрополь — 99 каменных надземных, полуподземных и подземных могильников. В могильниках до сих пор находятся останки людей. Погребения в некрополе предположительно относятся к большому периоду времени — от XIV до XIX века. До сих пор сохранились скелеты умерших людей. Историки утверждают, что в середине XIX века здесь и вовсе находились неразложившиеся мумии. На «улицах» даргавского Города мертвых стояли, сидели, лежали умершие. В склепах, на полках, можно было видеть мумии мужчин и женщин в характерной для того времени одежде. Склепы делились на женские и мужские. Последние можно распознать по фаллическому символу на крыше.
Мумии стали разлагаться, как утверждают специалисты, в конце XIX века из-за смены климата в горах этой части Центрального Кавказа. Сухой целебный климат сменился на относительно влажный, который и стер многочисленные следы жизни и погребения прошлых веков.
Но до сих пор прочные склепы напоминают жилые башни. Их пирамидальные и конусообразные формы кровли сложены из сланца в виде ступенчатых уступов. Могильники служили фамильными (родовыми) усыпальницами. Есть сведения, что массовые захоронения относятся к средневековому периоду, когда в этих местах свирепствовала чума. Смертельно больные люди сами приходили сюда, выбирали полку в могильнике и ждали смертного часа. Но в некрополе есть и захоронения более позднего периода.
Умершего хоронили в его одежде с оружием и вещами. До недавнего времени здесь находили ножи, топоры, кинжалы, булавы, стрелы. Покойников клали обычно на деревянные полки или в ладьеобразные колоды. В каждом склепе оставлялось отверстие — лаз, служивший входом, через который умерших вносили завернутым в ткань. В стенах делались небольшие отверстия для вентиляции.
Правительство еще в 1960-х годах взяло даргавский Город мертвых под государственную охрану. Некрополь получил статус филиала Северо-Осетинского музея краеведения, который впоследствии стал Объединенным музеем республики. Но все это не уберегло некрополь от разграбления «черных археологов» и в значительной степени от советских туристов, отдыхавших на соседней турбазе «Кахтисар». Приезжие, по рассказам местных жителей, изымали из склепов черепа и кости.
Сегодня туристов в этих местах почти нет, «черные археологи», по всей видимости, переключились на многочисленные предкавказские курганы, хранящие предметы скифского периода, в том числе и золотые украшения. Местные власти не обделяют Город мертвых вниманием, изредка выделяя средства из скудного республиканского бюджета на реставрацию уникального памятника старины.