Проект "3+3": от слов к делу
Читать на сайте Вестник КавказаИдея создания платформы "3+3" с участием России, Турции, Ирана и трех южнокавказских республик - Азербайджана, Армении и Грузии - была озвучена в 2020 году, после окончания Карабахской войны. Инициативу выдвинули президенты Турции и Азербайджана. Первая встреча официальных представителей в таком составе (за вычетом Грузии) прошла еще в декабре 2021 года в Москве. Тогда страны провели переговоры на уровне заместителей глав МИД. Спустя два года вторая встреча в Тегеране проходила уже на уровне самих министров иностранных дел.
Позиция России
Российская сторона по взаимодействию в регионе в шестистороннем формате настроена крайне оптимистично. Глава МИД России Сергей Лавров дал понять, что решение проблемы конфронтации Армении с Азербайджаном создает возможности для налаживания транспортных и экономических связей. По его оценкам, формат "3+3" может заработать уже в ближайшей перспективе, причем с участием Грузии.
"Нынешние власти в Тбилиси, как они уже не раз доказывали, исходят прежде всего во всех своих действиях из коренных национальных интересов. Это дает основание полагать, что полноценный формат "3+3" может заработать в недалеком будущем"
- Сергей Лавров
Грузия пока отказывается встречаться с соседями, если на переговорах присутствуют представители России. Однако Лавров надеется, что на очередной встрече грузинские дипломаты появятся.
Позиция Ирана
Сходных мнений придерживается и его иранский коллега. Закрытие карабахского вопроса - шанс для роста торговли и экономики в регионе, считает Хосейн Амир Абдоллахиян.
"Окончание конфликта на Южном Кавказе дало странам региона историческую возможность работать над продвижением мира и сотрудничества"
- Хосейн Амир Абдоллахиян
Иранский министр подчеркнул, что запуск формата "3+3" как регулярной региональной дипломатической площадки уже идет полным ходом. Также он упомянул строительство иранского участка Зангезурского коридора - мостов через Араз, которые позволят транспорту добираться из Зангиланского района Азербайджана в Нахчыван по территории Ирана.
Позиция Азербайджана
Выступавший в Тегеране глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов подчеркнул значимость Зангезурского маршрута для всего материка. Коридор, указал министр, "создаст новую соединительную артерию для увеличения транспортного и транзитного потенциала Евразии". Байрамов призвал коллег из пяти стран думать о прагматизме и сотрудничестве, ориентированном на результат и основанном на взаимном уважении.
На полях министериала Байрамов встретился с президентом Ирана Эбрахимом Раиси, что крайне важно с точки зрения неустойчивых в последние годы азербайджано-иранских отношений. Министр высоко оценил позицию Ирана "по вопросу поддержки территориальной целостности Азербайджана".
Позиция Турции
Турецкий министр Хакан Фидан поддержал усилия своих коллег, отметив, что Анкара рассчитывает на ускорение работы "3+3". При этом он дал понять, что долгосрочная стабильность в регионе возможна исключительно "через заключение договора о всеобъемлющем мире между Азербайджаном и Арменией".
К слову, следующая встреча формата состоится в первой половине 2024 года в Турции, а дальнейшие в Ереване и Баку.
Итоги встречи в Тегеране
По итогам встречи представители пяти государств выпустили совместное заявление. В нем подчеркиваются общие принципы их политики и конкретные цели к следующей встрече.
Министры указали на важность мирного урегулирования на Южном Кавказе, суверенитета государств и невмешательства во внутренние дела. Они договорились укреплять двусторонние и многосторонние связи ради мира и экономического прогресса. Они поприветствовали процессы нормализации между Ереваном и Баку, и в то же время осудили атаки на мирных граждан в секторе Газа.
Из практических решений можно выделить назначение спецпредставителем от каждой страны для воплощения "3+3".
"Стороны договорились о том, что каждая из стран-участниц назначит специального представителя, который сформулирует национальные идеи в рамках каждого из упомянутых мной направлений. Затем все это будет скоординировано нашими турецкими коллегами, которые будут принимать у себя вторую министерскую встречу, которую наметили примерно на первое полугодие следующего года"
- Сергей Лавров
В целом, можно сказать, что инициатива не осталась на бумаге. Медленно, но верно она реализуется. Карабахская проблема решена, и остается все меньше барьеров для развития регионального сотрудничества. Но опять-таки, как сказал Байрамов, "3+3" - это не только региональный, но и континентальный проект. И он может встроиться в другие мега-проекты, как "Новый шелковый путь" и "Север-Юг".