Объединение разделенных 2011-09-08

Читать на сайте Вестник Кавказа

Создание бытовых проблем способствует чрезмерной политизации вопроса межнациональных отношений. В последнее время в России и государствах Южного Кавказа не редко поднимаются проблемы разделенных народов - черкесов, лезгин, осетин. На различных конференциях и съездах, радикально настроенные представители этих народов призывают к объединению.

Разделенными себя считают и ногайцы, которые проживают в Дагестане, Чечне, Ставропольском крае, и других регионах России, а также за рубежом. Самая большая диаспора ногайцев в Турции - около 5 млн человек. Между тем административно-территориальная единица с самоназванием Ногайский район есть только в Дагестане. Там живет около 47 тыс. представителей этого народа.

На съезде ногайцев России, который проходил в том самом Ногайском районе 29 мая этого года были озвучены требования его делегатов - признать недействительным разделивший их указ Верховного совета РСФСР 1957 года как антиконституционный и антинародный. Органам государственной власти ногайцы предлагают создать согласительную комиссию с участием заинтересованных лиц для обсуждения вопроса о самоопределении ногайского народа в рамках одной административно-территориальной единицы в составе РФ. Воссоздавать ногайский субъект России предполагается отторжением северных территорий Дагестана.

За счет отторжения южного Дагестана, да еще и северного Азербайджана ратуют сторонники идеи создания Лезгистана. Правда, многие аналитики эту идею называют утопической, считая, что ее реализация может привести к негативным последствиям - Дагестан единственная республика на Кавказе, где не было межнациональных конфликтов, а попытка отделения одного из народов станет прецедентом для других, вслед за ногайцами и лезгинами захотят отделиться чеченцы, кумыки и т.д.

Тем не менее единственным способом своих проблем лезгинские патриоты считают создание свое мононациональной республики в составе РФ. Они исходят из того, что название Дагестан это не этноним, и такой нации дагестанцы вообще нет.

Это вопрос спорный. Так, профессор Дагестанского госуниверситета Тамерлан Гаджиев утверждает, что дагестанцы это нация, причем довольно-таки древняя: «Испокон веков у Дагестана была своя государственность (Кавказская Албания, Сарир, Хазарский каганат, конфедерация вольных обществ и ханств, которым управляли избираемые шамхалы, потом возникло теократическое государство Имамат), а лезгины были частью Дагестана».

Очевидно и то, что мононациональных государственных и административно-территориальных образований в современном мире практически не осталось. И попытка их воссоздания неизбежно приведет в лучшем случае к территориальным споры, а в худшем - к кровавым конфликтам. Ведь, например, в том же Ногайском районе сейчас проживают и аварцы, и даргинцы, и кумыки, и русские, и лезгины, которые отделяться не захотят. А в ареале исторического проживания лезгин живут также азербайджанцы, таты, русские. Если следовать логике «объединителей», азербайджанцы тоже могут считать себя и разделенным народом. Они тоже оказались по обе стороны российско-азербайджанской границы и испытывают не меньшие проблемы при пересечении границы, что и лезгины. В Дагестане проживает более 120 тыс. азербайджанцев, причем низменность и предгорье южного Дагестана – это их исторический ареал проживания. Несмотря на все это, азербайджанцы не высказывают идеи отделения от России, и никто их на исторической родине к этому не провоцирует. В то же время требования умеренной части лезгинской общественности - сохранение и создание в Азербайджане национальных СМИ, национальных театров, (лезгинского, аварского, цахурского, рутульского), можно считать вполне правомерными, направленными на развитие своей национальной культуры.

Проблема межнациональных отношений двух братских народов - лезгин и азербайджанцев, у которых есть много общего в истории и культуре, может серьезно обостриться, ведь о попытках налаживания диалога азербайджанских властей с радикальной частью лезгин пока нет информации.

Основной проблемой, которая создает межнациональную напряженность, остаются трудности пересечения государственной границы. Пока нет достаточно количества контрольно-пропускных пунктов с упрощенной процедурой контроля, чтобы родственники могли ездить друг к другу. Сейчас чтобы попасть в соседнее село лезгинам, проживающим в Азербайджане или Дагестане, приходится ехать в обход, через Баку или Кубу (Куба - один из крупных городов в Азербайджане, расположенный в 165 км к северу от столицы, - прим. ред.), преодолевая тысячи километров. Однако очевидно, что искусственное раздувание бытовых проблем способствует лишь чрезмерной политизации вопроса межнациональных отношений.

Муса Мусаев, Махачкала. Специально для ВК