В Баку проходят переговоры по транспортировке азербайджанской нефти по территории России

Читать на сайте Вестник Кавказа
В Баку начались азербайджано-российские энергетические переговоры между рабочими группами. Азербайджанскую сторону возглавляет министр промышленности и энергетики (МПЭ) Натиг Алиев. В составе рабочей группы также находятся представители Госнефтекомпании Азербайджана (ГНКАР) и АООТ "Азерэнержи" (полностью государственное предприятие, ответственное за производство и транспортировку электроэнергия). В состав российской делегации входят представители АК "Транснефть" (госмонополист по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам) и ОАО "Интер РАО ЕЭС" (энергетическая компания, представляющая интересы государства в электроэнергетической отрасли), на переговорах интересы правительства РФ представляет заместитель министра энергетики Анатолий Яновский, сообщает Turan.

Как сообщил начальник отдела связей с общественностью МПЭ Азер Менсимли, "главной обсуждаемой темой является внесение изменений в азербайджано-российское межправительственное соглашение от 18 января 1996 года о транспортировке азербайджанской нефти по территории России". По его словам, стороны обсуждают вопросы объемов нефти и тарифы. "Российская сторона предложила, чтобы годовые объемы транспортируемой азербайджанской нефти не опускалась ниже 1,5 млн. тонн".

Менсимли также сообщил, что стороны также рассмотрят энергообмен между странами. Отметим, что АООТ "Азерэнержи" и ОАО "Интер РАО ЕЭС" давно хотят увеличить объем энергообмена и в связи с этим желали обсудить технические возможности высоковольтных сетей.

Отметим, что по сообщению российской деловой газеты "Ведомости", ранее "Транснефть" предлагала сократить азербайджанскую квоту на прокачку нефти по трубопроводу Баку-Новороссийск. По сведениям издания, проект поправок к азербайджано-российскому межправительственному договору был отправлен на согласование в Баку еще 25 мая 2011 г. Однако как следует, из письма министра промышленности и энергетики Азербайджана Натига Алиева его российскому коллеге Сергею Шматко (от 27 июля) поддержки там не нашел. "ГНКАР вполне удовлетворена ходом реализации соглашения", - ответил в письме Алиев.

По мнению "Транснефти", по условиям соглашения от 1996 г. Азербайджан должен транспортировать по российской трубе 5 млн. т нефти в год (при тарифе $15,67 за тонну). Однако в 2010 г. объем прокачки составил лишь 2,2 млн. т, в 2009 г. - 2,5 млн. т. "Использовать не востребованные Азербайджаном квоты хочет LUKoil: в прошлом году компания начала добычу на месторождении им. Корчагина на шельфе Каспия. К 2012г. оно выйдет на проектную мощность - 2,4 млн. т. в год", - сообщает российская газета.

Но в настоящий момент труба стоит полупустая и работает на пределе рентабельности. Прямые убытки "Транснефти" от ее содержания - $50 млн. в год.

Азербайджан согласен сократить квоту, но взамен требует на треть снизить тариф - до $10 за 1 тонну. Кроме того, официальный Баку не доволен некоторыми условиями транспортировки своей нефти до порта Новороссийск: высококачественная азербайджанская нефть по пути смешивается с высокосернистой сибирской нефтью и от этого на каждой тонне Азербайджан теряет от $12 до $15. Поэтому Азербайджан еще ранее заявлял, что готов пересмотреть тарифы на транспортировку через территорию РФ, если будет применен так называемый "банк качества нефти". Однако российская сторона на это не пошла.