Дагестан изучит морской опыт Азербайджана
Читать на сайте Вестник КавказаДагестан намерен изучить опыт Азербайджана в развитии инфраструктуры морских хабов. Об этом сообщили министерстве цифрового развития и транспорта Азербайджана по итогам встречи главы ведомства Рашада Набиева с руководителем Дагестана Сергеем Меликовым.
"Стороны затронули такие направления, как развитие транспортного коридора "Север-Юг", открытие авиасообщения между столицами двух республик, а также реализацию инвестиционных проектов", - сказано в заявлении.
Как отмечается, на встрече также обсуждались перспективы модернизации инфраструктуры пунктов пропуска на государственных границах для повышения их эффективности с целью обеспечения скорейшего прохождения грузов по маршруту "Север-Юг".
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" член научно-технического совета АНО "Афанасий Никитин" Александр Караваев, интерес Дагестана объясним, ведь Бакинский международный морской порт является лидером по перевалке грузов на Каспии. "В прошлом году общая перевалка грузов в этом порту составила 5,6 млн т - включая и контейнеры, и насыпные грузы, и паромные переправы в Актау и Туркменбаши. Между тем в крупнейших российских портах - Астрахань и Оля - общая перевалка в прошлом году едва достигла 2,5 млн т. Это, кстати, показывает разницу в объемах грузопотоков на основных каспийских коридорах "Север-Юг" и "Запад-Восток"", - прежде всего сказал он.
"Махачкалинский порт еще меньше, менее полумиллиона тонн в год, поскольку сейчас он находится в стадии развития. А развитие его связано, прежде всего, с грузами, которые должны идти в коридоре "Север-Юг". Объем грузооборота на этом направлении в 2010-е годы был достаточно слабый, но нынешний украинский конфликт стимулирует его. Как видно, со второго квартала этого года грузопотоки растут, хотя пока и не слишком большие. За десять месяцев этого года Махачкалинский порт перевалил 366 тыс т грузов, то есть где-то в 10 раз меньше, чем Бакинский порт. В основном через него идет грузопоток объемных поставок, который сформировался между Россией и Ираном ранее, а сейчас получил второе дыхание в связи с санкциями и конфронтацией между Россией и Западом", - сообщил Александр Караваев.
"Из России идет зерно, составляющее почти половину грузооборота Махачкалинского порта, а из Ирана приблизительно такой же объем по тоннажу - это цемент. К этому добавляются дополнительные грузы, которые говорят о начале функционирования транзитного коридора Север-Юг", - ферросилиций - специальный порошок для производства высокопрочных сплавов, который используется для производства чугуна, нержавеющей и электротехнической сталей.
"Что важно в Бакинском порту помимо объемов грузооборота - он является одним из лидеров, наряду с портом Актау, по международным связям. У него подписан меморандум о взаимодействии с европейскими железнодорожными и логистическими компаниями, с Австрией и Нидерландами, что позволяет присутствовать в информационных листах отправителей и логистических компаний ЕС и тем самым попадать в их спектр услуг товаропроизводителям и потребителям. Соответственно, большое число европейских предприятий имеют возможность использовать порт как составляющую трансевразийского маршрута с запада на восток", - обратил внимание Александр Караваев.
"Этот опыт, конечно, очень важен для Махачкалинского порта, хотя при наличии санкций им будет сложно воспользоваться. Тем не менее привлекать опыт Азербайджана в развитии морских хабов полезно, изучать, как выстраивалось взаимодействие с международными компаниями. Махачкалинцы, управляющие своим портом, могут достаточно много почерпнуть из опыта становления Бакинского порта", - заключил он.