Почему Европу не спасут заполненные хранилища газа?
Читать на сайте Вестник КавказаХотя европейские политики продолжают готовить население своих стран к тяжелой зиме, подчеркивая, что углеводородов для отопления домов и предприятий в ЕС очень мало, официальная статистика в начале осени говорит о совершенно иной ситуации: запасы газа в данный момент соответствуют норме. По данным Gas Infrastructure Europe (GIE), уровень запасов газа в европейских подземных хранилищах (ПХГ) по итогам августа превысил целевые 80%.
По этим данным может сложиться впечатление, будто к отопительному сезону европейские страны готовы. Уточняется, что одновременно импорт СПГ Европой в прошлом месяце снизился на 14% по сравнению с июлем, но все равно достиг рекордного значения для августа.
"Европейские ПХГ в августе пополнились на 13 млрд кубометров, что стало третьим показателем для это месяца за все время наблюдений GIE с 2011 года. Отбор же газа из хранилищ стал минимальным с 2017 года - лишь 0,85 млрд куб. м", - приводит данные ТАСС.
Запасы газа в хранилищах Европы на 31 августа увеличились до 80,35% - на 0,3 процентного пункта (п. п.) выше, чем в среднем на эту дату за последние пять лет. В настоящее время в хранилищах находится порядка 86,5 млрд куб. м газа. Но нет ли в этих цифрах какой-либо статистической уловки, направленной на успокоение европейцев?
О том, как на самом деле сочетаются ожидания тяжелой зимы и заполнение газом европейских ПХГ, "Вестник Кавказа" побеседовал с заместителем генерального директора Института национальной энергетики Александром Фроловым. Эксперт подчеркнул, что газохранилища не спасут Европу от холодов, если не будут налажены стабильные поставки в течение всего отопительного сезона. В первую очередь он напомнил, что у ПХГ всего три функции, сводящиеся к стабильному обеспечению спроса: сглаживание сезонных неравномерностей потребления, сглаживание суточной неравномерности потребления, помощь при форс-мажорных обстоятельствах.
"Первая функция заключается в следующем: летом газ априори потребляется в меньших объемах, чем зимой. Это, в свою очередь, означает, что часть газотранспортной инфраструктуры летом должна простаивать, что экономически неэффективно. Поэтому создаются ПХГ рядом с центрами потребления – они дают дополнительный спрос на газ летом помимо уровня ткущего потребления, а зимой, когда поставки по газотранспортной системе оказываются ниже текущего спроса, часть газа отбирается из подземных хранилищ. Благодаря этому инфраструктура всегда равномерно заполнена", - сказал Александр Фролов.
"С суточной неравномерностью все понятно: вчера было +5, сегодня -10, и по газопроводу срочно понадобившиеся дополнительные объемы газа поставщик прокачать не успеет, а из подземного газохранилища вы берете столько, сколько вам нужно, и таким образом обеспечиваете резкий суточный рост спроса. С форс-мажорами еще проще: если происходит авария на газопроводе, до его восстановления вы отбираете газ из ПХГ", - добавил экономист, обратив внимание, что ничего большего ПХГ обеспечить не могут, но при этом более года являются главным информационным поводом европейского энергетического кризиса – по политическим причинам.
"То, что ПХГ стали европейским фетишем начиная с 2021 года, понятно. Причина тут простая: европейским лидерам надо как-то показывать, что они что-то делают с энергетическим кризисом. Им нужно дать какой-то показатель, который одновременно объясняет, почему ничего не получилось сделать в 2021 году, и вселяет некую надежду на 2022 год, демонстрирует невероятные усилия властей по борьбе с энергетическим кризисом. Только в этом году европейские лидеры стали постоянно рассказывать о том, что жизненно необходимо закачать к 1 сентября в ПХГ 80% газа. При этом они не поясняют, почему именно 80%, почему не, скажем, 100%? Сам выбор целевого показателя неясен. К примеру, в России целевой показатель заполняемости ПХГ – 100% (потому что у нас бывает очень холодно, и газохранилища помогают проходить отопительный период более успешно). Европейцы выбрали 80%, как мне представляется, поскольку это достаточно красивая и серьезная цифра между нижними и средними показателями заполняемости за последние 5-6 лет. Ее попросту можно предъявить общественности, чтобы сказать, что власти добились результата и подготовились к зиме", - сообщил он.
Благодаря продвижению темы заполняемости ПХГ европейские власти могут успешно возлагать реальные проблемы отопительного сезона на Россию, снимая тем самым всякую ответственность с себя. "Они будут говорить, что только чья-то злая воля может помешать Европе успешно пройти отопительный сезон, и понятно чья – России. При этом в реальности нет никаких гарантий успешного прохождения отопительного сезона даже при 100% заполнении всех европейских ПХГ. Дело в том, что проблема заполняемости подземных хранилищ является глубоко вторичной в рамках текущего энергетического кризиса. Энергетический кризис начался летом 2021 года, а сейчас он лишь усугубился. Перед ЕС стоят куда более серьезные проблемы, чем проценты газа в ПХГ: сверхвысокие цены на энергоносители и отсутствие гарантий поставок газа от крупнейших поставщиков, в данном случае от "Газпрома". Не о ПХГ сейчас нужно беспокоиться Европе", - заявил Александр Фролов.
"У "Газпрома" сейчас нет технической возможности поставлять газ в нужных объемах Евросоюзу. Не работает значительная часть турбин, пять из шести основных газоперекачивающих агрегатов на компрессорной станции "Портовая", из-за чего нельзя прокачивать газ по "Северному потоку" в необходимых объемах. Сейчас он и вовсе отключен до субботы, хотя не вполне ясно, что с последним газоперекачивающим агрегатом, запустят его или не запустят. Кроме того, в статистике прямо указано, что сократились поставки сжиженного природного газа в августе по сравнению с июлем, первые три недели августа шло падение поставок, а значит, еще одно направление импорта газа в Европу не гарантировано. В этой связи возникает вопрос: точно ли европейские власти все продумали с поставками энергоносителей на отопительный период? Нет, не все, заполнением ПХГ тут не обойтись. И европейские санкции против российских энергоресурсов больше бьют по ЕС, чем по России", - подчеркнул экономист.
"Сказать это публично европейские политики не могут, но прекрасно осознают реальность. Доказательством этого является масса заявлений на тему того, что да, санкции по нам бьют, но мы стараемся минимизировать эти удары, и вообще Европа едина как никогда. Видимо, еще и Европа не едина, если надо людям об этом напоминать. На этом фоне заполняемость подземных хранилищ – показатель, безусловно, важный для успешного прохождения отопительного сезона, однако в условиях, когда нет гарантий поставок газа извне, только на подземных хранилищах протянуть долго не получится. ПХГ вообще не предназначены для того, чтобы тянуть потребление на тех запасах, которые закачаны, ведь у них есть ограничения по суточному отбору, причем возможности максимального суточного отбора по мере отбора будут падать, потому что будет падать давление в пласте", - указал Александр Фролов.
Простое сравнение объемов газа говорит о том, что 80% заполнения ПХГ – это только отвлекающий информационный вброс. "Потребление газа в Европейском Союзе в прошлом году составило около 410 млрд кубических метров, на отопительный период приходится половина, то есть около 205 млрд кубометров. Максимальная мощность подземных хранилищ в ЕС составляет 110 млрд кубических метров (следовательно, сейчас речь идет о 88 млрд кубометров запасов). Что это значит? Что не менее половины газа в отопительный сезон должно приходить извне. А гарантий надежности поставок нет, поскольку по ним огромный удар нанесли европейские и канадские санкции", - подчеркнул эксперт.
"Тут, конечно, надо добавить, что потребление газа в ЕС сейчас падает под давлением высоких цен, ярко выраженное падение началось с 4 квартала 2021 года, когда еще не было планов по сокращению спроса, и в первом полугодии падение составило 2 млрд кубометров. Это упрощает задачу по прохождению отопительного сезона. Но опять же в условиях отсутствия гарантий надежных поставок, причем в период, когда азиатский рынок вновь начинает перетягивать на себя часть дополнительных объемов СПГ, покупавшиеся Европой в первом полугодии, успешному прохождению отопительного периода даже 100% заполнения подземных хранилищ не поможет, особенно в феврале и начале марта. В эти месяцы возможности суточного отбора будут минимальными. В последние пять лет был всего один отопительный период, зима 2020-2021 годов, когда из-за холодной погоды отбор из подземных хранилищ составил порядка 70 млрд кубометров – при стабильных поставках из России – и к концу отопительного периода из ПХГ извлекали крохи. Если повторится холодная зима, газ из хранилищ уйдет намного быстрее", - предупредил он.
"Поэтому то, что европейские власти радуются заполнености ПХГ и говорят, какие они молодцы и как подготовились к зиме, - это только пиар. И еще один момент. Чтобы сейчас заполнить ПХГ, европейцы покупали газ по любым ценам, по тем самым $3000+ за тысячу кубометров. А значит, сколько он должен стоить зимой для конечного потребителя, чтобы извлечь из накопленных запасов прибыль? Если же политики предложат забыть о прибыли, то кто компенсирует компаниям, закачивавшим этот газ, разницу между ценой покупки и ценой продажи? Газ ведь закачивали не государственные компании, а частные, о чем никто не говорит, как и о том, что дальше этим компаниям , потратившим свои деньги, делать. Единственные, кто получит подлинную выгоду от заполнения ПХГ в Европе – экспортеры газа, включая Россию. Средние биржевые котировки газа за третий квартал, который скоро уже закончится, выросли примерно в два раза, а значит, произойдет пересчет цены российского газа по долгосрочным контрактам с учетом средних биржевых показателей. Тоже в два раза. Поэтому Россия за счет роста цены сможет компенсировать снижение объемов экспорта газа в Европу. Разумеется, если поставки продолжатся", - заключил Александр Фролов.