Вайнахское добрососедство
Читать на сайте Вестник КавказаКаждый коренной грозненец помнит, как в довоенном городе дружно и весело жили бок о бок люди разных национальностей. В то время в чеченской столице работал один из крупнейших машиностроительных заводов Советского Союза «Красный молот». В начале 1980-х для сотрудников предприятии построили целые кварталы так называемых красномолотовских домов. Спустя полтора десятилетия только чеченцы и ингуши остались в своих квартирах, а большинство «красномолотовских» русских, армян, евреев, татар и других, гонимые войной, переехали кто куда. Однако война не разлучила их насовсем. Многие бывшие грозненцы помнят и чтят вайнахское дружелюбие.
Прошло уже более десяти лет как семья Полищук переехала из Грозного в Москву. Каждый день тетя Элла (как называла ее дворовая молодежь) говорит по телефону со бывшими соседями из Грозного. Мать шестерых детей, она нередко сама бывает в Чечне, принимает гостей–грозненцев у себя и пишет стихи:
Милые соседи, как скажите жить?
Не могу, поверьте, Родину забыть!
Постоянно в мыслях город - Грозный мой,
Ласковый, красивый, сердцу дорогой!
Вайнахские обычаи предписывают быть чутким, отзывчивым на чужое горе. Например, если в округе умер человек, то долг всех односельчан посетить этот дом, выразить соболезнование, оказать моральную, а если надо и материальную поддержку. В частности, похороны требуют хлопот. Но у чеченцев и ингушей часть этих забот берут на себя родственники, соседи, а то и просто односельчане. Если в доме случилось горе, то и все соседи настежь открывают ворота, давая тем самым понять, что горе соседа – его горе. Все это снимает тяжесть навалившейся беды, облегчает горе человека. Как говорится разделенное горе – уже не горе. Если человек на какое-то время уезжает из села, по возвращении ему обязательно сообщат обо всех событиях, в том числе и о несчастьях. И, конечно же, в первую очередь он идет в этот дом, чтобы выразить соболезнование.
При встрече чеченец или ингуш первым делом спрашивает: «Как дома? Все ли живы-здоровы?». При расставании считается правилом хорошего тона спросить: «Нужна ли помощь? Какую услугу я могу оказать?»
Прошло уже более десяти лет как семья Полищук переехала из Грозного в Москву. Каждый день тетя Элла (как называла ее дворовая молодежь) говорит по телефону со бывшими соседями из Грозного. Мать шестерых детей, она нередко сама бывает в Чечне, принимает гостей–грозненцев у себя и пишет стихи:
Милые соседи, как скажите жить?
Не могу, поверьте, Родину забыть!
Постоянно в мыслях город - Грозный мой,
Ласковый, красивый, сердцу дорогой!
Вайнахские обычаи предписывают быть чутким, отзывчивым на чужое горе. Например, если в округе умер человек, то долг всех односельчан посетить этот дом, выразить соболезнование, оказать моральную, а если надо и материальную поддержку. В частности, похороны требуют хлопот. Но у чеченцев и ингушей часть этих забот берут на себя родственники, соседи, а то и просто односельчане. Если в доме случилось горе, то и все соседи настежь открывают ворота, давая тем самым понять, что горе соседа – его горе. Все это снимает тяжесть навалившейся беды, облегчает горе человека. Как говорится разделенное горе – уже не горе. Если человек на какое-то время уезжает из села, по возвращении ему обязательно сообщат обо всех событиях, в том числе и о несчастьях. И, конечно же, в первую очередь он идет в этот дом, чтобы выразить соболезнование.
При встрече чеченец или ингуш первым делом спрашивает: «Как дома? Все ли живы-здоровы?». При расставании считается правилом хорошего тона спросить: «Нужна ли помощь? Какую услугу я могу оказать?»