В Дагестане разработают программу развития депрессивных горных районов
Читать на сайте Вестник КавказаГлава Дагестана Магомедсалам Магомедов, находясь в рабочей поездке по Чародинскому району, в Цурибе, провел выездное заседание президиума президентского совета РД по вопросам социально-экономического развития депрессивных горных территорий республики. В нем приняли участие руководители министерств и ведомств республики, главы муниципалитетов. Это уже не первый опыт проведения подобных мероприятий, которые с каждым разом становятся все более эффективными в плане усиления взаимодействия всех ветвей власти республики. Практика проведения заседаний президиума президентского совета с выездом на место была введена главой Дагестана Магомедсаламом Магомедовым, передает РИА "Дагестан".
"Это достаточно сложный вопрос, требующий от нас принятия серьезных решений. Эта часть республики по сравнению с другими территориями не имеет достаточно развитой собственной базы, прежде всего, производственной, которая могла бы обеспечить самостоятельное развитие, - заявил глава республики. - Развитию горных территорий нужно уделять особое внимание, создавать условия для возникновения здесь производства, решая тем самым проблемы безработицы. Большинство проблем горных территорий обусловлено их географическим положением, сложным рельефом местности, особенностями сложившегося уклада жизни населения.
Низкий уровень развития инфраструктуры, разница в качестве жизни с другими регионами республики неблагоприятно сказываются на развитии экономики, являются причиной высокой безработицы и, как следствие, оттока населения (и особенно молодежи). Об этом мы сегодня говорили. В Чародинском районе только села Цуриб и Арчиб имеют прирост населения, в остальных селах численность жителей уменьшается. Это серьезная проблема. Бюджеты горных муниципальных образований глубоко дотационны. Расходы растут год от года, а налоговые доходы продолжают оставаться на низком уровне. Проблемы горных районов традиционно находятся в центре внимания всех органов республиканской власти. Вы знаете, что принимались программы развития горных территорий. Сейчас за счет республиканского бюджета мы строим сотни километров дорог, мостов, вводим новые школы и больницы, продолжаются газификация и электрификация населенных пунктов. Ежегодно в развитие горной зоны республики в рамках инвестиционной программы вкладывается в среднем по 1,2-1,3 млрд рублей, что составляет 25-30 % всех капитальных вложений. Это немалые средства. Но, наверное, этого недостаточно.
Отставание горных районов практически по всем социальным и экономическим показателям сохраняется. Об этом свидетельствуют результаты проведенной комплексной оценки уровней социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов республики. В группу районов с крайне низким уровнем развития попали Ахвахский, Рутульский, Цунтинский, Агульский, Цумадинский, Тляратинский, Курахский, Докузпаринский, Ахтынский районы и Бежтинский участок. Это как раз те муниципальные образования, главы которых сейчас присутствуют в зале. Сегодня нам нужно определить меры, которые помогут реально улучшить социально-экономическое положение горных районов, повысить качество жизни их населения. Думаю, в ходе своих выступлений руководители министерств, ведомств, главы районов расскажут о своем видении ситуации и выскажут свои предложения. Многое зависит и от личной инициативы руководителей на местах, от их желания изменить ситуацию, от перехода к новым методам хозяйствования и руководства районом.
Мы имеем в республике достаточно много программ и тратим большие средства на их реализацию. Программы идут как по линии республиканского финансирования, так и из федеральных источников. В том числе по отраслям сельского хозяйства, ЖКХ, малому бизнесу, социальной защиты – по труду и занятости. К сожалению, горные районы не всегда активно участвуют в реализации этих программ. Здесь я вижу недоработку руководителей на местах. Надо активнее вносить свои предложения. Имеющиеся программы – это реальный инструмент поддержки территорий.
Мы должны с вами понимать, что без кардинального повышения качества жизни населения в горной зоне и сельской местности степень деградации и депрессивности горных территорий может многократно возрасти. Даже сегодня, например, средний возраст населения Чародинского района уже составляет 45-50 лет. Это говорит об оттоке молодежи, которая после окончания учебы уезжает и в большинстве случаев назад не возвращается. Поэтому мы видим заброшенные дома и фермы. Но людей можно понять. Здесь нет достаточных условий для работы, современных условий для жизни, да и перспективы не так явно обозначены, как в городах.
Уверен, что ситуацию можно изменить, обеспечив молодых людей достойными условиями жизни на селе. Это для нас первоочередная задача. Должны заработать специальные программы для молодежи, которые бы мотивировали ее оставаться жить и работать в родных селах. Конечно, для этого нужны экономические условия, жилищные условия, интересная работа, достойная зарплата, доступность всех социальных услуг. И это забота государства. С другой стороны, очень важное значение имеет воспитательная работа с молодежью в духе лучших традиций Дагестана – любви к Родине, к своей истории. Одновременно необходимо растить современных людей, идущих в ногу со временем. Люди должны осознавать, что каждое село, район, республика в целом – это наша Родина. И все, что здесь происходит, – это наши общая забота и проблема.
На первый план в данном случае выходят школа, семья. Мы многого ждем и от нашего духовенства в работе над развитием молодого поколения. Им надо прививать традиционные ценности ислама. Сегодня я хочу повторить то, о чем уже говорил на заседании координационного совещания по обеспечению правопорядка в РД, - каждый глава муниципального образования несет персональную ответственность за то, что происходит на его территории в профилактическом плане, в плане идеологического противостояния терроризму и экстремизму. Каждый человек, который уйдет с территории района или села в ряды незаконных вооруженных формирований, будет считаться фактом личной недоработки руководителя района. Все остальное мы вместе с вами подтянем – и экономику, и образование, и здравоохранение. Понятно, что, если есть работа и достойный уровень жизни, легче людей удержать и направить на созидание. Но, тем не менее, никто не снимает с вас ответственности, как и с меня за всю республику, за моральный климат и состояние общественно-политической ситуации в районе. Это будет один из главных показателей соответствия занимаемой должности.
Не могу не сказать еще об одной важной проблеме горных сел – автодорогах. В какой бы район я ни поехал, где бы ни встречался с населением, проблема дорог почти всегда стоит остро. Здесь мы должны общими усилиями многое сделать. Там, где имеются хорошие дороги, территории получают развитие: развивается инфраструктура, появляются рабочие места. Дорога – это артерия жизни. Мы планируем по линии республики удвоить эту работу. Есть много райцентров, до которых нет нормальных асфальтированных дорог. Мы не можем мириться с таким положением.
Я несколько раз спрашивал сегодня, а есть ли доступ к современным коммуникациям, информационным технологиям. Практически все школы республики подключены к Интернету. В каждый райцентр мы провели широкополосную волоконно-оптическую магистраль. В Цунтинском районе эта работа завершается. Но дальнейшее развитие должно вестись уже на местах. Надо, чтобы все учреждения были подключены к широкополосному Интернету, тем самым мы стираем грань в информационном общении населения, живущего высокого в горах и в городах. Сегодня человек, находясь в самом отдаленном высокогорном селе, может быть в центре событий. Это очень важно. Надо привлекать к этому и частных предпринимателей. Дальнейшее распространение этих коммуникационных технологий можно предоставлять как платную услугу.
Видя многогранность проблем, стоящих перед развитием горных территорий, мы приняли специальный закон "О горных территориях РД", который определяет цели и приоритеты государственной политики, устанавливает правовые основы горных территорий, сохранение и рациональное использование их природных ресурсов и культурного наследия. В ближайшее время будет принята специальная республиканская программа по развитию горных территорий. Нам всем необходимо активно включиться в эту работу. Думаю, что и сегодня мы сможем выработать конкретные решения".
С докладами по обсуждаемой теме выступил ряд ответственных руководителей: министр экономики РД Марат Ильясов, глава МО "Кулинский район" Саид Сулейманов, министр сельского хозяйства РД Сатмар Амиров, директор Дагестанского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" Гитиномагомед Гаджимагомедов, министр труда и социального развития РД Исмаил Эфендиев, председатель комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РД Магомед Шахбанов, глава МО "Докузпаринский район" Керимхан Абасов, глава МО "Ахвахский район" Исмаил Магомедшарипов. депутат НС РД, гендиректор ОАО "Дербентский завод игристых вин" Магомед Садулаев.
Министр экономики РД Марат Ильясов в основном докладе отметил, что в 2010 году экономика республики в целом характеризовалась положительной динамикой, наметился рост в обрабатывающем секторе промышленности, сохранялся рост инвестиционной активности, наблюдалось увеличение налоговых доходов консолидированного бюджета, снижение уровня зарегистрированной безработицы: "Сохранение положительной динамики показателей по республике и их наращивание зависят от уровня экономического развития муниципальных образований. В целях определения уровня социально-экономического развития муниципальных образований осуществлена комплексная оценка муниципальных образований, в результате муниципальные образования были разбиты на 4 группы: МО с уровнем развития выше среднего; МО со средним уровнем развития; МО с уровнем развития ниже среднего и МО с низким уровнем развития (депрессивные). В группу с низким уровнем развития вошли 12 муниципальных районов горной и высокогорной зон: "Агульский район", "Ахвахский район", "Докузпаринский район", "Рутульский район", "Тляратинский район", "Цунтинский район", "Цумадинский район", "Шамильский район", "Ахтынский район", "Курахский район", "Чародинский район" и "Бежтинский участок".
Площадь занимаемой территории указанными муниципальными районами составляет 23,9% от всей территории Республики Дагестан. Численность населения составляет 9,6% численности населения по РД. Численность экономически активного населения депрессивных территорий составляет 15,7 % от численности экономически активного населения по республике.
Все муниципальные образования, отнесенные к депрессивным, по большинству показателей, характеризующих уровень социального развития, отстают от среднереспубликанских значений: уровень зарегистрированной безработицы в среднем по депрессивным МО составил 6% (по республике - 3,2%); среднемесячная заработная плата на одного работника - 7238,8 рублей, (среднее значение по РД - 10184,4 руб.); обеспеченность дошкольными учреждениями - 16 мест на 100 детей дошкольного возраста (по республике - 19,7 мест).
Также отмечено значительное отставание по показателям на душу населения, характеризующим уровень экономического развития: средний объем отгруженных товаров собственного производства на душу населения по депрессивным районам составил 419,6 рублей, по республике – 13 100 рублей; продукция сельского хозяйства в расчете на одного жителя составила 14 315,4 рублей, по республике – 18 000 рублей; объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", - 2 902,9 рублей, по республике – 21 900 рублей; объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 4 285,3 руб., по республике- 41 900 рублей, а удельный вес собственных налоговых и неналоговых доходов - 5,4%, по республике - 27,6%.
Анализ структуры местных бюджетов за 2010 год свидетельствует о высоком уровне дотационности большинства бюджетов. Средняя дотационность по депрессивным районам превышает 90%. Слабая налоговая база не способна обеспечить формирование достаточной собственной доходной базы местных бюджетов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые являются местными налогами, пока не являются определяющими в структуре доходов местных бюджетов. Наиболее значимыми из всех налоговых доходов для местных бюджетов остаются отчисления от налога на доходы физических лиц.
В ряде муниципальных образований, являющихся депрессивными, остались невыполненными бюджетные задания по поступлению налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты. На 2010 год по муниципальным образованиям, отнесенным в число депрессивных, был определен налоговый потенциал при использовании максимальной базы в сумме 207,8 млн руб., фактически использован на 89,2%. Для депрессивных районов, как и в целом для всех горных территорий республики, характерны две основные проблемы: это отсутствие комфортных условий проживания и отсутствие на их территории сформированного реального сектора экономики, способного обеспечить занятость населения.
Дагестанским предпринимательством осуществляется финансирование мероприятий, направленных на грантовую поддержку предпринимателей, образование и повышение квалификации, участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях и другие мероприятия. Всего в 2010 году на поддержку и развитие малого предпринимательства в Республике Дагестан выделено 355,6 млн рублей, в том числе депрессивным муниципальным образованиям 19,8 млн рублей.
В то же время сегодня республиканским органам исполнительной власти совместно с администрациями муниципальных образований необходимо активизировать проведение указанных мероприятий в депрессивных муниципальных районах. В целом всем депрессивным районам республики присуща одинаковая хозяйственная специализация - сельскохозяйственное производство и низкий уровень его состояния. В 2010 году объем валовой продукции сельскохозяйственного производства в депрессивных муниципальных районах составил 4 178,2 млн рублей, что составляет 8,4% всей продукции сельского хозяйства по РД.
Объем сельскохозяйственного производства на душу населения, как уже отмечалось выше, в среднем по депрессивным муниципальным районам составил 14 315,4 руб., среднереспубликанское значение – 18 000 рублей. Отставание объясняется отсутствием развитых сельхозорганизаций и малых форм хозяйствования, способных производить конкурентоспособную сельхозпродукцию. Основной формой хозяйствования в муниципальных районах являются личные подсобные хозяйства населения, которые занимают высокую долю (порядка 90%) в общем объеме сельскохозяйственной продукции. В большинстве депрессивных территорий наблюдаются низкая обеспеченность сельскохозяйственной техникой, низкие породные и продуктивные качества поголовья скота, отсутствие объектов для хранения и переработки сельхозпродукции.
В депрессивных муниципальных районах сосредоточено 751,1 тыс. га сельхозугодий, что составляет 22,4% площади всех сельхозугодий республики. Доля фактически используемых сельскохозяйственных угодий в общей площади сельскохозяйственных угодий депрессивных районов в среднем составляет 97,5%.
Негативно на развитии сельского хозяйства сказалась и ситуация с землями отгонного животноводства. Они составляли основу экономики горных поселений и использовались как зимние пастбища. Имеющиеся земли отгонного животноводства используются неэффективно. Часть земель отгонного животноводства находится в ведении неэффективных управляющих сельхозорганизаций, другая часть передана в аренду или не используется вообще. Площадь земель отгонного животноводства по республике составляет 1675 тыс. га, в том числе в распоряжении депрессивных районов находится 411,7 тыс. га (24,6%).
В целях принятия мер для устойчивого развития сельского хозяйства депрессивных территорий республики администрациям муниципальных образований совместно с соответствующими органами исполнительной власти РД необходимо:
решить проблему низкой эффективности горного животноводства путем разведения пород скота и овец, приспособленных к суровым горным условиям;
осуществить перераспределение сельскохозяйственных земель в пользу эффективных хозяйствующих субъектов;
развивать инфраструктуру обслуживания малых форм хозяйствования в муниципальных образованиях - сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных);
развивать систему рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Малое и среднее предпринимательство в муниципальных образованиях может внести определенный вклад в решение экономических и социальных задач (создание рабочих мест, увеличение налоговой базы, производство товаров и услуг). Из-за тяжелых природно-климатических условий, не развитости инфраструктуры, труднодоступности, низкого уровня и качества жизни горные и высокогорные территории Республики Дагестан отстают в экономическом развитии от равнины, становятся менее привлекательными для хозяйственной деятельности, не создаются рабочие места. Вследствие этого происходят отток молодежи из поселений и деградация традиционных видов хозяйственной деятельности.
На развитие горных территорий должна положительное влияние оказать разработанная стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, в которой отдельное внимание уделено территориальному развитию. Дальнейшая реализация предусмотренных в стратегии мероприятий будет осуществляться через разрабатываемые отраслевые программы.
Принят закон Республики Дагестан от 16 декабря 2010 №72 "О горных территориях Республики Дагестан". В нем отражены основные принципы, це¬ли, меры и приоритеты в развитии горных территорий республики. В настоящее время правительством Республики Дагестан ведется работа по разработке нор¬мативных правовых актов по его реализации.
Кроме того, в настоящее время в федеральных органах исполнительной власти прорабатывается вопрос принятия государственной программы "Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа на 2014-2025 годы". Соответствующие предложения по включению мероприятий по Республике Дагестан, в том числе и по муниципальным образованиям, направлены в министерство регионального развития Российской Федерации.
Как отметил, подводя итоги заседания, глава республики, в ходе обсуждения прозвучало много интересных, конструктивных, аналитических выступлений с хорошими предложениями по возможному решению проблем. "Хочу поблагодарить всех за содержательный разговор. Думаю, что сама атмосфера, в которой проходила встреча, располагает к выработке решений. Мы почувствовали энергию, инициативу, отношение жителей этого района. Поэтому мы должны принять такие решения, которые будут способствовать улучшению жизни населения горных районов. Хотел бы обратить внимание на одно обстоятельство. Почти все выступающие, особенно руководители исполнительной власти, рассказывали об имеющихся возможностях. Мне кажется, это главное. Вам говорят, уважаемые главы муниципалитетов: у нас есть ресурсы, берите, только представьте полноценные проекты и отвечайте за тех людей, которые будут их реализовывать. Есть хорошие возможности по линии министерства труда и социального развития РД по трудоустройству граждан как на территории республики, так и за ее пределами. У нас целый ряд программ по линии комитета по малому бизнесу и предпринимательству. Возможно, недостаточно активно они двигаются в направлении горных территорий, хотя руководитель комитета говорит, что взаимопонимание есть. Надо и здесь активизировать работу. О наших инвестиционных возможностях вам рассказал министр экономики. Надо активнее проявлять инициативу на местах. Правильно каждый глава муниципалитета ставит вопрос о развитии социальной и инженерной инфраструктуры. Я думаю, что в рамках республиканской программы и предполагаемой программы развития Республики Дагестан, как одной из подпрограмм развития СКФО, большинство этих проблем мы сможем решить. Государство закладывает очень серьезные ресурсы – более 1 триллиона 200 млрд рублей будет потрачено на все республики Северного Кавказа. Значительную долю этих средств предполагается инвестировать в Дагестан. Но дальше нужна продуктивная работа по созданию новых предприятий, привлечению инвесторов, по работе с населением. Все это лежит на плечах муниципальных руководителей. Надо научиться не только просить о решении каких-то проблем, но и самим правильно организовать практическое решение любого вопроса", - сказал в заключение президент РД.
"Это достаточно сложный вопрос, требующий от нас принятия серьезных решений. Эта часть республики по сравнению с другими территориями не имеет достаточно развитой собственной базы, прежде всего, производственной, которая могла бы обеспечить самостоятельное развитие, - заявил глава республики. - Развитию горных территорий нужно уделять особое внимание, создавать условия для возникновения здесь производства, решая тем самым проблемы безработицы. Большинство проблем горных территорий обусловлено их географическим положением, сложным рельефом местности, особенностями сложившегося уклада жизни населения.
Низкий уровень развития инфраструктуры, разница в качестве жизни с другими регионами республики неблагоприятно сказываются на развитии экономики, являются причиной высокой безработицы и, как следствие, оттока населения (и особенно молодежи). Об этом мы сегодня говорили. В Чародинском районе только села Цуриб и Арчиб имеют прирост населения, в остальных селах численность жителей уменьшается. Это серьезная проблема. Бюджеты горных муниципальных образований глубоко дотационны. Расходы растут год от года, а налоговые доходы продолжают оставаться на низком уровне. Проблемы горных районов традиционно находятся в центре внимания всех органов республиканской власти. Вы знаете, что принимались программы развития горных территорий. Сейчас за счет республиканского бюджета мы строим сотни километров дорог, мостов, вводим новые школы и больницы, продолжаются газификация и электрификация населенных пунктов. Ежегодно в развитие горной зоны республики в рамках инвестиционной программы вкладывается в среднем по 1,2-1,3 млрд рублей, что составляет 25-30 % всех капитальных вложений. Это немалые средства. Но, наверное, этого недостаточно.
Отставание горных районов практически по всем социальным и экономическим показателям сохраняется. Об этом свидетельствуют результаты проведенной комплексной оценки уровней социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов республики. В группу районов с крайне низким уровнем развития попали Ахвахский, Рутульский, Цунтинский, Агульский, Цумадинский, Тляратинский, Курахский, Докузпаринский, Ахтынский районы и Бежтинский участок. Это как раз те муниципальные образования, главы которых сейчас присутствуют в зале. Сегодня нам нужно определить меры, которые помогут реально улучшить социально-экономическое положение горных районов, повысить качество жизни их населения. Думаю, в ходе своих выступлений руководители министерств, ведомств, главы районов расскажут о своем видении ситуации и выскажут свои предложения. Многое зависит и от личной инициативы руководителей на местах, от их желания изменить ситуацию, от перехода к новым методам хозяйствования и руководства районом.
Мы имеем в республике достаточно много программ и тратим большие средства на их реализацию. Программы идут как по линии республиканского финансирования, так и из федеральных источников. В том числе по отраслям сельского хозяйства, ЖКХ, малому бизнесу, социальной защиты – по труду и занятости. К сожалению, горные районы не всегда активно участвуют в реализации этих программ. Здесь я вижу недоработку руководителей на местах. Надо активнее вносить свои предложения. Имеющиеся программы – это реальный инструмент поддержки территорий.
Мы должны с вами понимать, что без кардинального повышения качества жизни населения в горной зоне и сельской местности степень деградации и депрессивности горных территорий может многократно возрасти. Даже сегодня, например, средний возраст населения Чародинского района уже составляет 45-50 лет. Это говорит об оттоке молодежи, которая после окончания учебы уезжает и в большинстве случаев назад не возвращается. Поэтому мы видим заброшенные дома и фермы. Но людей можно понять. Здесь нет достаточных условий для работы, современных условий для жизни, да и перспективы не так явно обозначены, как в городах.
Уверен, что ситуацию можно изменить, обеспечив молодых людей достойными условиями жизни на селе. Это для нас первоочередная задача. Должны заработать специальные программы для молодежи, которые бы мотивировали ее оставаться жить и работать в родных селах. Конечно, для этого нужны экономические условия, жилищные условия, интересная работа, достойная зарплата, доступность всех социальных услуг. И это забота государства. С другой стороны, очень важное значение имеет воспитательная работа с молодежью в духе лучших традиций Дагестана – любви к Родине, к своей истории. Одновременно необходимо растить современных людей, идущих в ногу со временем. Люди должны осознавать, что каждое село, район, республика в целом – это наша Родина. И все, что здесь происходит, – это наши общая забота и проблема.
На первый план в данном случае выходят школа, семья. Мы многого ждем и от нашего духовенства в работе над развитием молодого поколения. Им надо прививать традиционные ценности ислама. Сегодня я хочу повторить то, о чем уже говорил на заседании координационного совещания по обеспечению правопорядка в РД, - каждый глава муниципального образования несет персональную ответственность за то, что происходит на его территории в профилактическом плане, в плане идеологического противостояния терроризму и экстремизму. Каждый человек, который уйдет с территории района или села в ряды незаконных вооруженных формирований, будет считаться фактом личной недоработки руководителя района. Все остальное мы вместе с вами подтянем – и экономику, и образование, и здравоохранение. Понятно, что, если есть работа и достойный уровень жизни, легче людей удержать и направить на созидание. Но, тем не менее, никто не снимает с вас ответственности, как и с меня за всю республику, за моральный климат и состояние общественно-политической ситуации в районе. Это будет один из главных показателей соответствия занимаемой должности.
Не могу не сказать еще об одной важной проблеме горных сел – автодорогах. В какой бы район я ни поехал, где бы ни встречался с населением, проблема дорог почти всегда стоит остро. Здесь мы должны общими усилиями многое сделать. Там, где имеются хорошие дороги, территории получают развитие: развивается инфраструктура, появляются рабочие места. Дорога – это артерия жизни. Мы планируем по линии республики удвоить эту работу. Есть много райцентров, до которых нет нормальных асфальтированных дорог. Мы не можем мириться с таким положением.
Я несколько раз спрашивал сегодня, а есть ли доступ к современным коммуникациям, информационным технологиям. Практически все школы республики подключены к Интернету. В каждый райцентр мы провели широкополосную волоконно-оптическую магистраль. В Цунтинском районе эта работа завершается. Но дальнейшее развитие должно вестись уже на местах. Надо, чтобы все учреждения были подключены к широкополосному Интернету, тем самым мы стираем грань в информационном общении населения, живущего высокого в горах и в городах. Сегодня человек, находясь в самом отдаленном высокогорном селе, может быть в центре событий. Это очень важно. Надо привлекать к этому и частных предпринимателей. Дальнейшее распространение этих коммуникационных технологий можно предоставлять как платную услугу.
Видя многогранность проблем, стоящих перед развитием горных территорий, мы приняли специальный закон "О горных территориях РД", который определяет цели и приоритеты государственной политики, устанавливает правовые основы горных территорий, сохранение и рациональное использование их природных ресурсов и культурного наследия. В ближайшее время будет принята специальная республиканская программа по развитию горных территорий. Нам всем необходимо активно включиться в эту работу. Думаю, что и сегодня мы сможем выработать конкретные решения".
С докладами по обсуждаемой теме выступил ряд ответственных руководителей: министр экономики РД Марат Ильясов, глава МО "Кулинский район" Саид Сулейманов, министр сельского хозяйства РД Сатмар Амиров, директор Дагестанского регионального филиала ОАО "Россельхозбанк" Гитиномагомед Гаджимагомедов, министр труда и социального развития РД Исмаил Эфендиев, председатель комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РД Магомед Шахбанов, глава МО "Докузпаринский район" Керимхан Абасов, глава МО "Ахвахский район" Исмаил Магомедшарипов. депутат НС РД, гендиректор ОАО "Дербентский завод игристых вин" Магомед Садулаев.
Министр экономики РД Марат Ильясов в основном докладе отметил, что в 2010 году экономика республики в целом характеризовалась положительной динамикой, наметился рост в обрабатывающем секторе промышленности, сохранялся рост инвестиционной активности, наблюдалось увеличение налоговых доходов консолидированного бюджета, снижение уровня зарегистрированной безработицы: "Сохранение положительной динамики показателей по республике и их наращивание зависят от уровня экономического развития муниципальных образований. В целях определения уровня социально-экономического развития муниципальных образований осуществлена комплексная оценка муниципальных образований, в результате муниципальные образования были разбиты на 4 группы: МО с уровнем развития выше среднего; МО со средним уровнем развития; МО с уровнем развития ниже среднего и МО с низким уровнем развития (депрессивные). В группу с низким уровнем развития вошли 12 муниципальных районов горной и высокогорной зон: "Агульский район", "Ахвахский район", "Докузпаринский район", "Рутульский район", "Тляратинский район", "Цунтинский район", "Цумадинский район", "Шамильский район", "Ахтынский район", "Курахский район", "Чародинский район" и "Бежтинский участок".
Площадь занимаемой территории указанными муниципальными районами составляет 23,9% от всей территории Республики Дагестан. Численность населения составляет 9,6% численности населения по РД. Численность экономически активного населения депрессивных территорий составляет 15,7 % от численности экономически активного населения по республике.
Все муниципальные образования, отнесенные к депрессивным, по большинству показателей, характеризующих уровень социального развития, отстают от среднереспубликанских значений: уровень зарегистрированной безработицы в среднем по депрессивным МО составил 6% (по республике - 3,2%); среднемесячная заработная плата на одного работника - 7238,8 рублей, (среднее значение по РД - 10184,4 руб.); обеспеченность дошкольными учреждениями - 16 мест на 100 детей дошкольного возраста (по республике - 19,7 мест).
Также отмечено значительное отставание по показателям на душу населения, характеризующим уровень экономического развития: средний объем отгруженных товаров собственного производства на душу населения по депрессивным районам составил 419,6 рублей, по республике – 13 100 рублей; продукция сельского хозяйства в расчете на одного жителя составила 14 315,4 рублей, по республике – 18 000 рублей; объем работ, выполненных по виду деятельности "строительство", - 2 902,9 рублей, по республике – 21 900 рублей; объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 4 285,3 руб., по республике- 41 900 рублей, а удельный вес собственных налоговых и неналоговых доходов - 5,4%, по республике - 27,6%.
Анализ структуры местных бюджетов за 2010 год свидетельствует о высоком уровне дотационности большинства бюджетов. Средняя дотационность по депрессивным районам превышает 90%. Слабая налоговая база не способна обеспечить формирование достаточной собственной доходной базы местных бюджетов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц, которые являются местными налогами, пока не являются определяющими в структуре доходов местных бюджетов. Наиболее значимыми из всех налоговых доходов для местных бюджетов остаются отчисления от налога на доходы физических лиц.
В ряде муниципальных образований, являющихся депрессивными, остались невыполненными бюджетные задания по поступлению налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты. На 2010 год по муниципальным образованиям, отнесенным в число депрессивных, был определен налоговый потенциал при использовании максимальной базы в сумме 207,8 млн руб., фактически использован на 89,2%. Для депрессивных районов, как и в целом для всех горных территорий республики, характерны две основные проблемы: это отсутствие комфортных условий проживания и отсутствие на их территории сформированного реального сектора экономики, способного обеспечить занятость населения.
Дагестанским предпринимательством осуществляется финансирование мероприятий, направленных на грантовую поддержку предпринимателей, образование и повышение квалификации, участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях и другие мероприятия. Всего в 2010 году на поддержку и развитие малого предпринимательства в Республике Дагестан выделено 355,6 млн рублей, в том числе депрессивным муниципальным образованиям 19,8 млн рублей.
В то же время сегодня республиканским органам исполнительной власти совместно с администрациями муниципальных образований необходимо активизировать проведение указанных мероприятий в депрессивных муниципальных районах. В целом всем депрессивным районам республики присуща одинаковая хозяйственная специализация - сельскохозяйственное производство и низкий уровень его состояния. В 2010 году объем валовой продукции сельскохозяйственного производства в депрессивных муниципальных районах составил 4 178,2 млн рублей, что составляет 8,4% всей продукции сельского хозяйства по РД.
Объем сельскохозяйственного производства на душу населения, как уже отмечалось выше, в среднем по депрессивным муниципальным районам составил 14 315,4 руб., среднереспубликанское значение – 18 000 рублей. Отставание объясняется отсутствием развитых сельхозорганизаций и малых форм хозяйствования, способных производить конкурентоспособную сельхозпродукцию. Основной формой хозяйствования в муниципальных районах являются личные подсобные хозяйства населения, которые занимают высокую долю (порядка 90%) в общем объеме сельскохозяйственной продукции. В большинстве депрессивных территорий наблюдаются низкая обеспеченность сельскохозяйственной техникой, низкие породные и продуктивные качества поголовья скота, отсутствие объектов для хранения и переработки сельхозпродукции.
В депрессивных муниципальных районах сосредоточено 751,1 тыс. га сельхозугодий, что составляет 22,4% площади всех сельхозугодий республики. Доля фактически используемых сельскохозяйственных угодий в общей площади сельскохозяйственных угодий депрессивных районов в среднем составляет 97,5%.
Негативно на развитии сельского хозяйства сказалась и ситуация с землями отгонного животноводства. Они составляли основу экономики горных поселений и использовались как зимние пастбища. Имеющиеся земли отгонного животноводства используются неэффективно. Часть земель отгонного животноводства находится в ведении неэффективных управляющих сельхозорганизаций, другая часть передана в аренду или не используется вообще. Площадь земель отгонного животноводства по республике составляет 1675 тыс. га, в том числе в распоряжении депрессивных районов находится 411,7 тыс. га (24,6%).
В целях принятия мер для устойчивого развития сельского хозяйства депрессивных территорий республики администрациям муниципальных образований совместно с соответствующими органами исполнительной власти РД необходимо:
решить проблему низкой эффективности горного животноводства путем разведения пород скота и овец, приспособленных к суровым горным условиям;
осуществить перераспределение сельскохозяйственных земель в пользу эффективных хозяйствующих субъектов;
развивать инфраструктуру обслуживания малых форм хозяйствования в муниципальных образованиях - сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов (заготовительных, снабженческо-сбытовых, перерабатывающих, кредитных);
развивать систему рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Малое и среднее предпринимательство в муниципальных образованиях может внести определенный вклад в решение экономических и социальных задач (создание рабочих мест, увеличение налоговой базы, производство товаров и услуг). Из-за тяжелых природно-климатических условий, не развитости инфраструктуры, труднодоступности, низкого уровня и качества жизни горные и высокогорные территории Республики Дагестан отстают в экономическом развитии от равнины, становятся менее привлекательными для хозяйственной деятельности, не создаются рабочие места. Вследствие этого происходят отток молодежи из поселений и деградация традиционных видов хозяйственной деятельности.
На развитие горных территорий должна положительное влияние оказать разработанная стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, в которой отдельное внимание уделено территориальному развитию. Дальнейшая реализация предусмотренных в стратегии мероприятий будет осуществляться через разрабатываемые отраслевые программы.
Принят закон Республики Дагестан от 16 декабря 2010 №72 "О горных территориях Республики Дагестан". В нем отражены основные принципы, це¬ли, меры и приоритеты в развитии горных территорий республики. В настоящее время правительством Республики Дагестан ведется работа по разработке нор¬мативных правовых актов по его реализации.
Кроме того, в настоящее время в федеральных органах исполнительной власти прорабатывается вопрос принятия государственной программы "Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа на 2014-2025 годы". Соответствующие предложения по включению мероприятий по Республике Дагестан, в том числе и по муниципальным образованиям, направлены в министерство регионального развития Российской Федерации.
Как отметил, подводя итоги заседания, глава республики, в ходе обсуждения прозвучало много интересных, конструктивных, аналитических выступлений с хорошими предложениями по возможному решению проблем. "Хочу поблагодарить всех за содержательный разговор. Думаю, что сама атмосфера, в которой проходила встреча, располагает к выработке решений. Мы почувствовали энергию, инициативу, отношение жителей этого района. Поэтому мы должны принять такие решения, которые будут способствовать улучшению жизни населения горных районов. Хотел бы обратить внимание на одно обстоятельство. Почти все выступающие, особенно руководители исполнительной власти, рассказывали об имеющихся возможностях. Мне кажется, это главное. Вам говорят, уважаемые главы муниципалитетов: у нас есть ресурсы, берите, только представьте полноценные проекты и отвечайте за тех людей, которые будут их реализовывать. Есть хорошие возможности по линии министерства труда и социального развития РД по трудоустройству граждан как на территории республики, так и за ее пределами. У нас целый ряд программ по линии комитета по малому бизнесу и предпринимательству. Возможно, недостаточно активно они двигаются в направлении горных территорий, хотя руководитель комитета говорит, что взаимопонимание есть. Надо и здесь активизировать работу. О наших инвестиционных возможностях вам рассказал министр экономики. Надо активнее проявлять инициативу на местах. Правильно каждый глава муниципалитета ставит вопрос о развитии социальной и инженерной инфраструктуры. Я думаю, что в рамках республиканской программы и предполагаемой программы развития Республики Дагестан, как одной из подпрограмм развития СКФО, большинство этих проблем мы сможем решить. Государство закладывает очень серьезные ресурсы – более 1 триллиона 200 млрд рублей будет потрачено на все республики Северного Кавказа. Значительную долю этих средств предполагается инвестировать в Дагестан. Но дальше нужна продуктивная работа по созданию новых предприятий, привлечению инвесторов, по работе с населением. Все это лежит на плечах муниципальных руководителей. Надо научиться не только просить о решении каких-то проблем, но и самим правильно организовать практическое решение любого вопроса", - сказал в заключение президент РД.