МИД РФ: идет подготовка ко второму заседанию платформы "3+3" по Южному Кавказу
Читать на сайте Вестник КавказаГлава четвертого департамента стран СНГ МИД РФ Денис Гончар сообщил, что ведется подготовка ко второму заседанию платформы "3+3" по Южному Кавказу, о сроках и месте его проведения будет объявлено.
"В настоящее время идет подготовка к проведению второго заседания Консультативной региональной платформы "3+3". О месте и сроках его проведения будет объявлено", - приводит слова Гончара РИА Новости.
Он уверен, что обозначенная повестка "3+3" полностью отвечает и интересам Грузии. ""Двери" – по общему согласию всех стран-участников – остаются открытыми", - подчеркнул дипломат.
Представитель МИД РФ отметил, что Москва считает правильным активно задействовать платформу для развития взаимодействия стран Южного Кавказа и их соседей. По его словам, сотрудничество предполагает коллективное рассмотрение вопросов, которое, поспособствует повышению взаимного доверия.
Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" профессор Азербайджанского государственного экономического университета UNEC Эльшад Мамедов, основным вопросом, стоящим в настоящее время перед платформой "3+3" является завершение ее оформления. "К формату по-прежнему есть вопросы у Грузии, а Армения пока не совсем охотно принимает участие в этом процессе. Думаю, было бы целесообразно, если бы все шесть стран проявляли солидарное позитивное отношение к этому формату. Вместе с тем, я думаю, необходимо обозначить приоритеты в рамках деятельности этого формата, которые должны быть взяты за основу его работы", - прежде всего сказал он.
"В первую очередь в эти приоритеты входит создание механизмов углубления экономических и торговых отношений. Реализация совместных инвестиционных проектов. Открытие, разблокировка коммуникаций. Именно через экономическую составляющую, на мой взгляд, нужно выходить к соответствующим решениям и в гуманитарных связях, и в культурных связях. Потому что те проблемы, которые сложились в конце прошлого столетия в регионе, требуют коренных мер, которые сделают возможными в нашем регионе инициативы экономического, социального и гуманитарного развития", - пояснил Эльшад Мамедов.
"Но в целом прежде всего шести странам стоит выразить общую волю к тому, чтобы формат состоялся. Его не могут развивать отдельные государства, тогда это будет уже не "3+3", а другой формат. Важно, что, хотя речь идет об экономической платформе и именно экономика будет драйвером развития региональной кооперации, необходима политическая воля руководства всех шести стран, чтобы завершить оформление платформы и обеспечить ее постоянную работу", - заключил экономист.
С ним согласился эксперт Российского совета по международным делам, политолог Алексей Наумов. "Это новый, еще не вполне сбалансированный формат. Основная цель "3+3" – сгладить противоречия, существующие между государствами региона, например, между Азербайджаном и Арменией, между Ираном и Азербайджаном. У России и Турции отношения взаимопонимающие, но не до конца гармоничные. Соответственно, задача, которая стоит перед платформой – заместить Запад в регионе, противостоять распространению западного влияния на регион. Вопросы должны обсуждаться вполне конкретные – это коммуникации, торговое взаимодействие и налаживание политического взаимодействия. Но и есть и сущностные вопросы", - сказал он.
"Речь идет об определении в целом будущего региона и взаимодействия региональных государств. Конкретика довольно широкая, но главная работа платформы "3+3" должна вестись все-таки по формулированию контуров мирового порядка в регионе. Это долгосрочный формат, и от второго заседания не стоит ожидать больших практических шагов и результатов, учитывая, какие события происходят сейчас в мире. Конфигурация сил в мире не очень понятна, и не будет понятна, наверное, в ближайшие месяцы", - ожидает Алексей Наумов.
Для России платформа "3+3" приобретает важное значение. "Россия находится в процессе перестройки своего глобального имиджа и переоценки своих сил. При декларируемом отказе от западноцентричной картины мира платформа "3+3" – один из тех форматов, в рамках которых может формулироваться мировой порядок на отдельно взятой территории. Поскольку в формате участвуют все региональные игроки, можно вполне серьезно и искренне говорить о том, какое влияние будет иметь Запад, какое влияние будет иметь Россия в регионе, в каких валютах будет вестись торговля. Для России локальные форматы сейчас куда важнее форматов глобальных", - подчеркнул эксперт РСМД.