Лариса Цвижба: "Смерть Сергея Багапша – горе и трагедия для каждого абхаза"

Читать на сайте Вестник Кавказа
Смерть президента Абхазии Сергея Багапша болью отразилась в сердцах всех абхазов. Кандидат исторических наук, доцент Российского государственного гуманитарного университета, главный специалист Российского Государственного военно-исторического архива Лариса Исиновна Цвижба в комментариях для ИАА "Вестник Кавказа" рассказала о личности абхазского лидера и отношении к нему абхазов.

- Как относились абхазы к Сергею Багапшу?

- В двух словах охарактеризовать это отношение невозможно. Однако будет уместным сравнивать Багапша времен первой президентской кампании с моментом, когда он стал президентом, и во время его правления Абхазия стала независимым государством, получив признание России. Поначалу общество не совсем однозначно его воспринимало как лидера нации, высказывались и конкретные претензии. В последние годы большинство признало его как достойного человека, который соединяет в себе интересы всех граждан и людей любой национальности, проживающих в Абхазии. В целом в обществе преобладало положительное отношение к главе государства, в том числе и у многих сторонников оппозиционных Багапшу партий и движений. Резонанс на смерть Сергея Багапша среди абхазов соответствующий. Это горе и трагедия для каждого. Уход на большом эмоциональном подъеме, когда при нем страна получила международное признание, в первую очередь со стороны России, это очень печальное событие. И даже, несмотря на существование разных оценок сугубо политических действий президента, претенденты на этот пост наверняка будут говорить: "Не дай Бог растерять то, что сделал Багапш". Это станет рефреном избирательной кампании, которая вскоре будет объявлена в стране.

- Какое отношение сформировалось к Сергею Багапшу как хозяйственнику, которому приходилось решать не только дипломатические задачи, но и развивать экономику Абхазии, обустраивать жизнь жителей республики?

- Последние десять лет, в том числе, после войны Багапш занимался хозяйственными вопросами. Он возглавлял разные отрасли, и его усилия были направлены на становление, развитие республики в той сложной блокадной ситуации, в которой она жила практически 16 лет. Сложно говорить, насколько успешными были конкретные действия на том или ином участке, потому как границы были закрыты и Абхазия буквально выживала. Багапш, как и другие руководители страны, делали все возможное в тех обстоятельствах. Он много ездил по населенным пунктам, вникал в конкретные вопросы. Прямое доказательство тому - материалы обсуждений на совещаниях президента. Как экономист и как хозяйственник, на мой взгляд, он проявлял себя достойно. Если провести сравнение положения сегодня и два года назад, то налицо большие изменения. Этого бы не произошло, если бы руководитель вместе с командой не поддерживал малый бизнес, сельхозпроизводителей, не создавал бы условий для развития частного предпринимательства. Сравнения с развитием российского бизнеса тут неуместны, поскольку, повторюсь, республика прошла блокаду и лет на 20 отстала от общих тенденций развития. Но я уверена, что развитие будет иметь эффективное продолжение.

- Ситуация в Абхазии всегда была под пристальным вниманием со стороны Тбилиси. Как Грузия может использовать возникшую ситуацию?

- Грузия не упустить возможности комментировать любой шаг абхазских политиков, а также России, пытаясь давать свои оценки. Но мне как историку, а также человеку, который в курсе всех событий вокруг Абхазии, представляется, что все комментарии из Тбилиси, в которых эксперты якобы радеют за интересы Абхазии - политические игры. Причем иногда слишком наивные. Судя по прежним прецедентам, руководство Грузии всегда лукавит в размышлениях о лучшей доле Абхазии. Я не верю таким заявлениям. Это всего лишь игры, цель которых показать "хорошесть" Тбилиси. Если бы это было на самом деле, то Грузия в свое время не развернула бы войну, и в 1992 году за столом переговоров согласилась бы на федеративный статус общего государства, предложенный абхазами. А разговоры в русле «если бы ни Россия, то Абхазия не ушла бы от Грузии, развивалась бы и процветала в составе Грузии» - не более чем лукавство. Мы это видим, глядя на бедное грузинское государство, которое существует на финансовые вливания извне. Верить искренности их слов и намерений я бы никому не рекомендовала.

Комментарии из Тбилиси см. http://www.vestikavkaza.ru/articles/politika/Abkhazia/37767.html