Отголоски язычества у карачаевцев и балкарцев
Читать на сайте Вестник КавказаУ некоторых народов Северного Кавказа, исповедующих ислам, до сих пор сохраняются отголоски язычества – поверья и приметы, связанные с почитанием животных, птиц и растений. Особенно почитают зверей балкарцы и карачаевцы.
Нельзя убивать змею, живущую во дворе дома - она считается хранительницей дома, и, умирая, может страшно проклясть весь род. Перед ее норкой каждый день ставили чашку с молоком. Широкое распространение имела вера в магическую силу "змеиной бусины". Считали, что бусина находится в зеве змеи. Отнимать ее нельзя - надо бросить перед ней красную тряпочку или шнурок, тогда змея сама выплевывает бусину и уползает. Верили, что человек, взяв в рот эту бусину, может понимать язык зверей и разговаривать с ними, что эта бусина может исцелять все болезни. Есть сказка, в которой ребенка забыли на поле, а когда, спохватившись, прибежали за ним, оказалось, что ребенок спит в своей люльке, а змея, покачивая ее, поет колыбельную.
Целителем считается олень. Оленье молоко, по народным представлениям, исцеляет самые страшные болезни. Но самым почитаемым животным был волк. Подозреваемому в воровстве давали подержать зажженную волчью жилу, веря, что если человек виновен, но скрывает вину, он заболеет. Больного ребенка лечили протаскиванием под черепом или шкурой волка, подвешивали к его люльке кусочек шкуры и косточку волка, заплетали из волчьей шерсти косички и подвязывали к перекладине колыбели. Кроме того, волк считается злейшим врагом всяких духов, враждебных человеку.
До середины XX века почти в каждом балкарском доме можно было найти кусочек шкуры или пучок шерсти черно-бурой лисы. Где живет чернобурка, не бывает голода, всегда изобилие, поэтому убивать лицу – грех. Но если уж такое случалось, надо взять с собой пучок ее шерсти - это предохранит дом от всяких бед. Также нельзя убивать или тревожить ежей и лягушек: "Убить лягушку и убить хаджи - одинаково тяжкие преступления".
Из домашних животных наибольшим почитанием пользовался конь. Предки балкарцев и карачаевцев хоронили вместе с умершими или погибшими их лошадей. Старики говорили, что способностью видеть нечистую силу - бесов, джиннов - обладают только волки и кони. Для того, чтобы прекратить засуху, опускали в реку подвешенный на веревочке конский череп, надеясь, что вскоре после этого пойдет дождь. Видимо, череп символизировал солнце, а река - дождевые облака.
С почтением относились и к барану. На его шею, в отличие от коров или коз, никаких талисманов не вещали, считая самого барана живым талисманом: новорожденному мазали лицо кровью жертвенной овцы, чтобы ему передалась магическая сила, заключенная в ней. При строительстве дома под ним закапывали бараньи рога, чтобы оберечь от несчастий. Бараньи и турьи рога прибивали над входом в жилище.
Широко был распространен культ собаки. Чтобы ребенок рос здоровым, его пеленали на том месте, где любил лежать пес.
В пире птиц почитались орлы, которые помогают человеку в трудных ситуациях. Доброй птицей считалась ворона, особенно если она имела белую отметину. Ее крик предвещал удачу и счастье. Запрещалось убивать или трогать филинов (олицетворение мудрости), а также голубей, ласточек, журавлей.
Большим благодеянием считалось спасти муравья, например, вытащить его из воды. Ведь муравьи, как и люди, живут поселениями, у них есть свои цари, они ведут войны. Разорять муравейники запрещалось - верили, что из-за этого портится погода. То же самое говорили о пчелах. Не трогали паука, живущего в доме, веря, что благодаря ему изобилие в доме не переведется - его так и называли "паук достатка". Самым почитаемым насекомым была божья коровка. Ее нельзя не только убивать, но и стряхивать с себя, можно только подталкивать травинкой.
Многие растения наделялись магическими свойствами и использовались в качестве оберегов, например, ветки боярышника и рябины.
Еще в недавнем прошлом у балкарцев и карачаевцев было множество "звериных" и "птичьих" имен - Арслан (лев), Къаплан (тигр), Аю (медведь). Названиями животных обозначался порядок годов в 12-летнем цикле: мышь, корова, тигр, заяц, рыба, змея, лошадь, овца, обезьяна, орел, собака, свинья.
Нельзя убивать змею, живущую во дворе дома - она считается хранительницей дома, и, умирая, может страшно проклясть весь род. Перед ее норкой каждый день ставили чашку с молоком. Широкое распространение имела вера в магическую силу "змеиной бусины". Считали, что бусина находится в зеве змеи. Отнимать ее нельзя - надо бросить перед ней красную тряпочку или шнурок, тогда змея сама выплевывает бусину и уползает. Верили, что человек, взяв в рот эту бусину, может понимать язык зверей и разговаривать с ними, что эта бусина может исцелять все болезни. Есть сказка, в которой ребенка забыли на поле, а когда, спохватившись, прибежали за ним, оказалось, что ребенок спит в своей люльке, а змея, покачивая ее, поет колыбельную.
Целителем считается олень. Оленье молоко, по народным представлениям, исцеляет самые страшные болезни. Но самым почитаемым животным был волк. Подозреваемому в воровстве давали подержать зажженную волчью жилу, веря, что если человек виновен, но скрывает вину, он заболеет. Больного ребенка лечили протаскиванием под черепом или шкурой волка, подвешивали к его люльке кусочек шкуры и косточку волка, заплетали из волчьей шерсти косички и подвязывали к перекладине колыбели. Кроме того, волк считается злейшим врагом всяких духов, враждебных человеку.
До середины XX века почти в каждом балкарском доме можно было найти кусочек шкуры или пучок шерсти черно-бурой лисы. Где живет чернобурка, не бывает голода, всегда изобилие, поэтому убивать лицу – грех. Но если уж такое случалось, надо взять с собой пучок ее шерсти - это предохранит дом от всяких бед. Также нельзя убивать или тревожить ежей и лягушек: "Убить лягушку и убить хаджи - одинаково тяжкие преступления".
Из домашних животных наибольшим почитанием пользовался конь. Предки балкарцев и карачаевцев хоронили вместе с умершими или погибшими их лошадей. Старики говорили, что способностью видеть нечистую силу - бесов, джиннов - обладают только волки и кони. Для того, чтобы прекратить засуху, опускали в реку подвешенный на веревочке конский череп, надеясь, что вскоре после этого пойдет дождь. Видимо, череп символизировал солнце, а река - дождевые облака.
С почтением относились и к барану. На его шею, в отличие от коров или коз, никаких талисманов не вещали, считая самого барана живым талисманом: новорожденному мазали лицо кровью жертвенной овцы, чтобы ему передалась магическая сила, заключенная в ней. При строительстве дома под ним закапывали бараньи рога, чтобы оберечь от несчастий. Бараньи и турьи рога прибивали над входом в жилище.
Широко был распространен культ собаки. Чтобы ребенок рос здоровым, его пеленали на том месте, где любил лежать пес.
В пире птиц почитались орлы, которые помогают человеку в трудных ситуациях. Доброй птицей считалась ворона, особенно если она имела белую отметину. Ее крик предвещал удачу и счастье. Запрещалось убивать или трогать филинов (олицетворение мудрости), а также голубей, ласточек, журавлей.
Большим благодеянием считалось спасти муравья, например, вытащить его из воды. Ведь муравьи, как и люди, живут поселениями, у них есть свои цари, они ведут войны. Разорять муравейники запрещалось - верили, что из-за этого портится погода. То же самое говорили о пчелах. Не трогали паука, живущего в доме, веря, что благодаря ему изобилие в доме не переведется - его так и называли "паук достатка". Самым почитаемым насекомым была божья коровка. Ее нельзя не только убивать, но и стряхивать с себя, можно только подталкивать травинкой.
Многие растения наделялись магическими свойствами и использовались в качестве оберегов, например, ветки боярышника и рябины.
Еще в недавнем прошлом у балкарцев и карачаевцев было множество "звериных" и "птичьих" имен - Арслан (лев), Къаплан (тигр), Аю (медведь). Названиями животных обозначался порядок годов в 12-летнем цикле: мышь, корова, тигр, заяц, рыба, змея, лошадь, овца, обезьяна, орел, собака, свинья.