Ногайцы: мокрый обряд

Читать на сайте Вестник Кавказа
Сегодня численность ногайцев – одного из коренных народов России - составляет около 100 тыс. человек. Живут они в основном на Северном Кавказе - в Ногайской степи (на границе Ставропольского края, Дагестана и Чечни), в районе Кавминвод, в Карачаево-Черкесии. Ногайцы Нефтекумского района Ствропольского края обосновались на этой земле с давних пор, но многие семьи переселились сюда из Шелковского района Чечни во время военных кампаний. В самой Чечне сейчас ногайцев практически не осталось.

В основе ногайских традиций лежит одно общее качество, которое они называют «адемшилик», что в переводе означает «человечность». Прежде в ногайском языке слова «гость» и «друг» звучали одинаково, как и у других народов Северного Кавказа — «конак». Хозяин обязан оберегать гостя, в том числе и от кровной мести. Войдя в дом заклятого врага, человек автоматически становится его гостем, и о нем заботятся как о лучшем друге. Гостя принято встречать заранее. Если он приезжает на лошади, то о ней тоже заботится хозяин. Специально режут барашка или птицу — в зависимости от достатка хозяина. Хозяин никогда не спрашивает гостя о цели приезда или о том, сколько времени тот собирается у него остаться. Считается, что все это должен сообщить сам гость, когда того захочет. Приехавшим издалека иногда доводится увидеть ногацский обряд вызывания дождя - «Андир-шопай».

В степных районах, где живут ногайцы, климат засушлив, летом температура воздуха достигает +50 градусов. Дождей здесь практически не бывает, потому и возник у древнего народа самобытный и оригинальный обряд. Чтобы привлечь дождь, ногайские женщины делают куклу, которую и зовут Андир-шопай. Куклу делают из лопаты с палкой-перекладиной вместо рук, одевают в женское платье, вывернутое наизнанку, на голову повязывают платок. Такая кукла изображает Ямгыр-Мелека - ангела дождя.

Собираются дети, в основном девочки, и носят чучело из дома в дом, обходя все дворы аула. При этом они поют ритуальную песню «Пусть дождь пойдет, Андир-шопай». Хозяева обливают пришедших водой, осыпают зернами пшеницы, проса, кукурузы, одаривают их хлебом, сыром, жиром, сушеным мясом и прочими продуктами. Все это собирается для совместной трапезы. После того как процессия обошла все дворы аула, у источника воды совершается жертвоприношение. Режут животное, приобретенное вскладчину жителями аула. Мулла руководит жертвоприношением и читает Коран. Затем устраивается совместная трапеза, по окончании которой вновь возносятся молитвы Богу с просьбой принять жертву и послать спасительный дождь. Все заканчивается шуточным обливанием водой и бросанием деревянного чучела в воду. Ногайцы верят, что после этого обязательно пойдет дождь.