Правительство России определилось с водородом

Читать на сайте Вестник Кавказа

Правительство утвердило концепцию развития водородной энергетики в России. Согласно плану, проводить ее будут в три этапа, первый начнется в ближайшее время.

Концепция определяет цели, стратегические инициативы и ключевые меры по созданию отрасли водородной энергетики в России.

"Первый рассчитан на ближайшие три с половиной года. Он предполагает создание профильных кластеров и реализацию пилотных проектов по производству и экспорту водорода, а также применение водородных энергоносителей на внутреннем рынке", - сказал премьер-министр РФ Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами, передает пресс-служба правительства.

Второй этап продлится до 2035 года, третий - до 2050-го. Они будут нацелены на открытие крупных производств, ориентированных на экспорт и на серийное применение водородных технологий в различных сферах, включая нефтехимию и ЖКХ.

Развитие водородной энергетики позволит уменьшить риски потери рынков энергоносителей и поддержит экономический рост, подчеркнул Мишустин.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев, в ближайшей перспективе у России есть только два внешних рынка для продажи водорода. "Международная торговля водородом на сегодняшний день мало развита. Один из двух перспективных рынков – это Европа, прежде всего Германия, где к 2023 году планируют запустить внутреннюю инфраструктуру транспортировки водорода. Там действительно большие усилия прилагаются для того, чтобы развивать как производство, так и потребление водорода. Второй внешний рынок – это Япония, где потенциально возможно быстрое развитие спроса на водород", - сообщил он.

"Первая проблема тут в том, что многие страны рассчитывают за счет водорода снизить зависимость от импорта энергоресурсов. В Европе об этом напрямую говорят: водород – это шанс для стран-импортеров избавиться от многолетней зависимости от иностранных поставок нефти и газа. В этом смысле для водорода характерен ярко выраженный энергетический национализм. Вторая проблема состоит в том, какой водород планируется потреблять. Если говорить о Европе, то там делается ставка на "зеленый водород", производимый от ветровой и солнечной энергогенерации – но Россия предлагает на рынок "голубой" или "бирюзовый" водород, производимый из природного газа. Такой водород из-за выбросов парниковых газов от его производства считается нечистым для Европы", - обратил внимание Алексей Белогорьев.

"Есть еще "желтый" водород, который предлагает "Росатом", то есть произведенный на основе наших АЭС. И по "бирюзовому", и по "желтому" водороду сейчас ведутся интенсивные дискуссии в Европе, поскольку уже сейчас ясно, что "зеленого" водорода на всех европейских потребителей не хватит. Если спрос на водород в Европе начнет быстро расти, тогда российские поставки могут быть востребованы. Здесь, впрочем, тоже много нерешенных вопросов, в первую очередь технических – как безопасно транспортировать и хранить водород, как безопасно его использовать, ведь это вещество высокой опасности. Пока что "Газпром" предлагает подмешивать водород в природный газ, делать газово-водородную смесь и поставлять ее в Европу по "Северному потоку" (в пропорции 85% газа, 15% водорода) – но к этому еще не готова европейская инфраструктура, да и экономическая эффективность такой идеи не ясна", - рассказал эксперт.

"Что касается Японии, то с ней ясности еще меньше. С одной стороны, они даже раньше, чем европейцы, начали развивать инфраструктуру, с другой стороны, мы им можем предложить, в основном, выработку водорода в Охотском море на основе сейсмоэнергии и ветровой энергии, а она достаточно сложна с точки зрения транспортировки и с неочевидной экономической эффективностью. И тут надо подчеркнуть, что на данный момент водородная концепция прежде всего нацелена на внутренний рынок, где перспективы могут быть весьма амбициозные. Дело в том, что водород – интересное решение для обеспечения потребителей, удаленных от централизованного энерго- и газоснабжения, и для развития транспорта. На мой взгляд, упор на первом этап делается именно на российский рынок, так как по внешним пока слишком мало определенности", - поведал Алексей Белогорьев.