Чего мы не знали об Айвазовском
Читать на сайте Вестник Кавказа29 июля 1817 года родился русский художник, Иван Константинович Айвазовский, создавший более 6000 произведений искусства. Прославившись как маринист и баталист, Айвазовский мало кому известен как щедрый меценат и благотворитель. Но это важная часть его биографии, связанная непосредственно с Крымом, который художник считал своей единственной Родиной, единственным домом.
В 1838 году Айвазовский впервые познакомился с полуостровом, что вдохновило его на создание не только морских пейзажей, но и батальных сцен. Ко второй половине 1845 года художник получает разрешение от Главного морского штаба на продление своего визита в Крым, чтобы закончить все начатые работы. Айвазовскому настолько полюбились местные природа и колорит, что он решает обосноваться на юго-восточном побережье, в Феодосии.
По собственному проекту он возводит усадьбу на набережной города, которая и по сей день радует не только туристов, но и коренных жителей. Теперь в галерее можно любоваться живописью, которую Айвазовский щедро завещал фонду Феодосии.
Айвазовский старался вкладывать средства в развитие ставшего родным города. Так, под его эгидой были построены библиотека, школа искусств, концертный зал, новое здание Феодосийского музея древностей; был значительно расширен порт, имеющий колоссальное логистическое значение. Каждое лето Иван Константинович проводил в Крыму сборы начинающих талантливых художников, что давало им возможность влиться в среду искусства и вдохновиться на новые работы. Киммерийская школа живописи – так называлось новое образовавшееся течение.
Но настоящим подвигом в Крыму считают его поступок во время сильной засухи. Айвазовский распорядился проложить первый городской водопровод прямо от минерального источника в своем доме, чтобы все нуждающиеся впредь могли получать чистую воду. Она предоставлялась людям бесплатно в объеме 50 тыс. ведер в сутки.
Подобных сильных, волевых поступков в жизни Айвазовского насчитывается бесконечное множество. Его заслуги не ограничиваются европейским, российским, и даже мировым признанием. Айвазовский был выдающимся человеком с огромной тягой к совершению благих дел, за что был удостоен большим количеством наград, орденов и медалей. На парадном портрете Ивана Константиновича Айвазовского можно заметить лишь часть регалий (см фото). В шутку говорят, что все имеющиеся просто не поместились бы на его сюртуке.
”Божию милостью Мы, Александр III, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский… Тайному советнику Ивану Айвазовскому… Во внимание к ревностной службе Вашей и заботам о процветании Феодосии, коим Вы посвятили себя одновременно со стяжанием Вам всемирной известности художественных трудов Ваших… пожаловали Мы Вас кавалером Императорского и Царского ордена нашего Белого Орла…”
Необычные факты об Айвазовском, подтверждающие его самобытность и подчеркивающие необыкновенное свойство его натуры:
- Кроме живописи, Айвазовский с детства увлекался музыкой и даже научился самостоятельно играть скрипке. В Крыму, в Судаке, он иногда исполнял на рояле мелодии известного композитора А.А. Спендиарова.
- Археология и история также интересовали русского художника. Зачастую и он сам инициировал раскопки. Во многих принимал непосредственное участие.
- Имея свободный доступ к красотам Крыма, Айвазовский рисовал только в мастерской. Он утверждал, что во время прогулок собирает впечатления, эмоции и энергию, чтобы после перенести их на полотна в комфортной для себя обстановке.
- Венецианский владелец колбасной фабрики однажды сделал заказ на картину Айвазовского на условиях бартера. Художник не побрезговал таким обменом и согласился.
- Получив восторженный отзыв от папы Римского на полотно ”Хаос. Сотворение мира", Айвазовский подарил ему эту картину, несмотря на то, что за нее предлагали немалые деньги.
- Картины Айвазовскому выставлены в Лувре. Он проложил путь в общепризнанную мировую живопись для последующих поколений русских художников.
- Как и любой талантливый человек, Айвазовский не был лишен завистников и критиков, сомневающихся в его мастерстве. Периодически художник устраивал специальные встречи, на которых, берясь за кисть, прилюдно демонстрировал мастерство, скорость и качество работы.
- Организовывая частные приемы, Айвазовский снимал ”родные” этикетки с бутылок и заменял их миниатюрами собственного авторства, на которых, конечно же, были изображены морские сюжеты.