© Фото: Портрет Айвазовского с орденами и звездами. Феодосийская картинная галерея

Чего мы не знали об Айвазовском

Читать на сайте Вестник Кавказа

29 июля 1817 года родился русский художник, Иван Константинович Айвазовский, создавший более 6000 произведений искусства. Прославившись как маринист и баталист, Айвазовский мало кому известен как щедрый меценат и благотворитель. Но это важная часть его биографии, связанная непосредственно с Крымом, который художник считал своей единственной Родиной, единственным домом.

В 1838 году Айвазовский впервые познакомился с полуостровом, что вдохновило его на создание не только морских пейзажей, но и батальных сцен. Ко второй половине 1845 года художник получает разрешение от Главного морского штаба на продление своего визита в Крым, чтобы закончить все начатые работы. Айвазовскому настолько полюбились местные природа и колорит, что он решает обосноваться на юго-восточном побережье, в Феодосии.

По собственному проекту он возводит усадьбу на набережной города, которая и по сей день радует не только туристов, но и коренных жителей. Теперь в галерее можно любоваться живописью, которую Айвазовский щедро завещал фонду Феодосии.

Айвазовский старался вкладывать средства в развитие ставшего родным города. Так, под его эгидой были построены библиотека, школа искусств, концертный зал, новое здание Феодосийского музея древностей; был значительно расширен порт, имеющий колоссальное логистическое значение. Каждое лето Иван Константинович проводил в Крыму сборы начинающих талантливых художников, что давало им возможность влиться в среду искусства и вдохновиться на новые работы. Киммерийская школа живописи – так называлось новое образовавшееся течение.

Но настоящим подвигом в Крыму считают его поступок во время сильной засухи. Айвазовский распорядился проложить первый городской водопровод прямо от минерального источника в своем доме, чтобы все нуждающиеся впредь могли получать чистую воду. Она предоставлялась людям бесплатно в объеме 50 тыс. ведер в сутки.

Подобных сильных, волевых поступков в жизни Айвазовского насчитывается бесконечное множество. Его заслуги не ограничиваются европейским, российским, и даже мировым признанием. Айвазовский был выдающимся человеком с огромной тягой к совершению благих дел, за что был удостоен большим количеством наград, орденов и медалей. На парадном портрете Ивана Константиновича Айвазовского можно заметить лишь часть регалий (см фото). В шутку говорят, что все имеющиеся просто не поместились бы на его сюртуке.

”Божию милостью Мы, Александр III, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский… Тайному советнику Ивану Айвазовскому… Во внимание к ревностной службе Вашей и заботам о процветании Феодосии, коим Вы посвятили себя одновременно со стяжанием Вам всемирной известности художественных трудов Ваших… пожаловали Мы Вас кавалером Императорского и Царского ордена нашего Белого Орла…”

Необычные факты об Айвазовском, подтверждающие его самобытность и подчеркивающие необыкновенное свойство его натуры:

- Кроме живописи, Айвазовский с детства увлекался музыкой и даже научился самостоятельно играть скрипке. В Крыму, в Судаке, он иногда исполнял на рояле мелодии известного композитора А.А. Спендиарова.

- Археология и история также интересовали русского художника. Зачастую и он сам инициировал раскопки. Во многих принимал непосредственное участие.

- Имея свободный доступ к красотам Крыма, Айвазовский рисовал только в мастерской. Он утверждал, что во время прогулок собирает впечатления, эмоции и энергию, чтобы после перенести их на полотна в комфортной для себя обстановке.

- Венецианский владелец колбасной фабрики однажды сделал заказ на картину Айвазовского на условиях бартера. Художник не побрезговал таким обменом и согласился.

- Получив восторженный отзыв от папы Римского на полотно ”Хаос. Сотворение мира", Айвазовский подарил ему эту картину, несмотря на то, что за нее предлагали немалые деньги.

- Картины Айвазовскому выставлены в Лувре. Он проложил путь в общепризнанную мировую живопись для последующих поколений русских художников.

- Как и любой талантливый человек, Айвазовский не был лишен завистников и критиков, сомневающихся в его мастерстве. Периодически художник устраивал специальные встречи, на которых, берясь за кисть, прилюдно демонстрировал мастерство, скорость и качество работы.

- Организовывая частные приемы, Айвазовский снимал ”родные” этикетки с бутылок и заменял их миниатюрами собственного авторства, на которых, конечно же, были изображены морские сюжеты.