Грузия: похищение невесты
Читать на сайте Вестник КавказаВ Уголовном кодексе Грузинской ССР, как и некоторых других союзных республик, была трагикомичная статья - «похищение женщины с целью женитьбы». Помню, знакомый юрист рассказывал, что никак не мог объяснить французскому профессору права, прибывшему в СССР с ознакомительной целью, что она означает. «Если речь идет о похищении, то почему недостаточно статьи о незаконном лишении свободы? А если имеется в виду изнасилование, то о какой женитьбе вообще идет речь?», - недоумевал маститый ученый.
Ему было трудно понять, что в конце XX века есть общества с претензией на строительство «самого продвинутого социального строя», но все еще живущие в атмосфере средневекового мрака. Похитить невесту в Грузии и в других кавказских обществах считалось обычным явлением. Леонид Гайдай показал это в великолепной комедии «Кавказская пленница», которая на самом деле уже тогда давала пищу для вовсе не смешных размышлений.
В Грузии, «влюбленный юноша», нисколько не заботясь о мнении невесты, похищал ее силой вместе с друзьями, а несчастная жертва была вынуждена согласится выйти за него замуж под давлением родителей, поскольку считалось, что после произошедшего «ни один уважающий себя парень ее в жены не возьмет».
Такая практика широко распространилась не только в сельской местности, но даже в Тбилиси и других городах. Часто она приводила к трагедии - скорому разрушению семьи, конфликтам и даже самоубийствам. Но общество, живущее по принципу «женщина – друг человека» не обращало внимания на возможные «издержки» и «мелкие неприятности» вроде сломанных человеческих судеб – заботясь лишь о сохранении ценностей давно ушедшей эпохи.
Мало кто понимал, что эта тема отделяет цивилизацию от варварства и дикости. Смешно говорить о «европейскости» страны и общества со столь мрачными представлениями о праве человека на свободный выбор. В конце концов, принадлежность того или иного социума к европейской цивилизации определяется вовсе не наличием или отсутствием коррупции (ее можно выжечь каленым железом), а отношением общества к главным ценностям. В том числе реальному равенству полов. Изменить такое отношение гораздо труднее, чем победить коррупцию в бюрократии и чиновничьем аппарате.
Сейчас глобализация, интернет, индивидуализм, молодежная субкультура берут свое. В Грузии многое начинает меняться к лучшему. В Уголовном кодексе больше нет статьи о «похищении с целью женитьбы», осталась лишь нормальная статья о незаконном лишении свободы.
Трудно сказать, насколько это заслуга проекта всесторонней модернизации страны, затеянной Михаилом Саакашвили и его командой. Но если общая атмосфера реформ и обновления (в том числе гендерного и возрастного) действительно способствовала вымыванию из общественного сознания реакционных «ценностей», тем самым Грузия получила шанс ментально приблизиться к заветной Европе, которую, как известно, в свое время тоже похитили. Но это было давно – в совершенно другом мире и в другую эпоху.
Ему было трудно понять, что в конце XX века есть общества с претензией на строительство «самого продвинутого социального строя», но все еще живущие в атмосфере средневекового мрака. Похитить невесту в Грузии и в других кавказских обществах считалось обычным явлением. Леонид Гайдай показал это в великолепной комедии «Кавказская пленница», которая на самом деле уже тогда давала пищу для вовсе не смешных размышлений.
В Грузии, «влюбленный юноша», нисколько не заботясь о мнении невесты, похищал ее силой вместе с друзьями, а несчастная жертва была вынуждена согласится выйти за него замуж под давлением родителей, поскольку считалось, что после произошедшего «ни один уважающий себя парень ее в жены не возьмет».
Такая практика широко распространилась не только в сельской местности, но даже в Тбилиси и других городах. Часто она приводила к трагедии - скорому разрушению семьи, конфликтам и даже самоубийствам. Но общество, живущее по принципу «женщина – друг человека» не обращало внимания на возможные «издержки» и «мелкие неприятности» вроде сломанных человеческих судеб – заботясь лишь о сохранении ценностей давно ушедшей эпохи.
Мало кто понимал, что эта тема отделяет цивилизацию от варварства и дикости. Смешно говорить о «европейскости» страны и общества со столь мрачными представлениями о праве человека на свободный выбор. В конце концов, принадлежность того или иного социума к европейской цивилизации определяется вовсе не наличием или отсутствием коррупции (ее можно выжечь каленым железом), а отношением общества к главным ценностям. В том числе реальному равенству полов. Изменить такое отношение гораздо труднее, чем победить коррупцию в бюрократии и чиновничьем аппарате.
Сейчас глобализация, интернет, индивидуализм, молодежная субкультура берут свое. В Грузии многое начинает меняться к лучшему. В Уголовном кодексе больше нет статьи о «похищении с целью женитьбы», осталась лишь нормальная статья о незаконном лишении свободы.
Трудно сказать, насколько это заслуга проекта всесторонней модернизации страны, затеянной Михаилом Саакашвили и его командой. Но если общая атмосфера реформ и обновления (в том числе гендерного и возрастного) действительно способствовала вымыванию из общественного сознания реакционных «ценностей», тем самым Грузия получила шанс ментально приблизиться к заветной Европе, которую, как известно, в свое время тоже похитили. Но это было давно – в совершенно другом мире и в другую эпоху.