Тигран Хзмалян: «Мы не должны быть форпостами, мы должны быть мостами»
Читать на сайте Вестник КавказаПредставитель инициативной группы оппозиционного политического движения «Сардарапат», кинорежиссер Тигран Хзмалян в интервью ВК говорит о внутриполитическом и внешнеполитическом противостоянии внутри и вокруг Армении, о диаспоре, и о миссии армян в мире.
- Какие наиболее важные вызовы и угрозы в отношении Армении вы сегодня усматриваете?
- Главные угрозы не политические, не экономические и не идеологические угроза. Все они главные по приоритетам, но по актуальности главной, как мне кажется, становится угроза демографическая в виде прогрессирующей миграции. Из Армении уезжают люди, находящиеся в активном возрасте, что объясняется всеми вышеназванными причинами. Кстати, отток населения на этом этапе вызван даже не социально-экономическим положением, скорее, причины кроются в психологии армян. Наша нация не может примириться с социальной несправедливостью, с тем, что они считают несправедливым. В первой половине 1990-х, когда в тяжелых условиях находились все, уезжающих было меньше, чем сейчас, когда социальная сфера относительно благополучна. Власти Армении сегодня искусно используют внешнюю угрозу, чтобы подавлять социальные бунты. Недовольные и протестующие уличные торговцы в Ереване, водители из Гюмри, беременные женщины, экологи, студенты – все это означает, что армянское общество находиться в состоянии брожения. Нужно быть идиотом, чтобы заявить о том, что социальный бунт в Армении невозможен.
- Недавно политик Ашот Манучарян заявил, что борьба между англо-саксонской и российской ценностной системой вокруг Армении позволит мыслящей части армянского общества найти новые выходы из сложившейся тяжелой внутриполитической ситуации. Какого ваше мнение по этому поводу?
- Было бы страшной ошибкой, если бы мы стали искать свою национальную выгоду и интересы в борьбе за влияние над нами между США и Россией, между Востоком и Западом. Хотя (к счастью или к несчастью) в регионе существует не только западное или российское влияние, также просматриваются интересы Китая и Ирана. Кстати, они четко проявляются и в армянонаселенном регионе Грузии Самцхе-Джавахетия, которым, не рекламируя своего внимания, занимается и Китай. Наши национальные ценности и интересы должны строиться на политике центризма, выраженной в приоритете армянских ценностей и интересов над иными ценностями. Многие, к сожалению, часто путают политику с основополагающими человеческими, национальными ценностями, смешивая все это с политической конъюнктурой и проституцией. При этом, у Армении есть стратегические интересы, совпадающие с интересами России в регионе. Мы также имеем общие с Западом человеческие ценности и, соответственно, интересы. Армения вовсе не является форпостом России в регионе, как это представляется многим, Армения – форпост европейской цивилизации и это далеко не одно и то же. Поэтому Армения не должна себя видеть исключительно в военных и экономических союзах, поскольку, хотим мы того или нет, у нас есть своя роль и миссия в этом мире. Соответственно, если мы по примеру некоторых могучих цивилизаций - Рима, Византии, Древней Греции, которые рухнули, перестанем выполнять эту миссию, то мы просто исчезнем с мировой арены.
- В чем же, на ваш взгляд, состоит миссия армян?
- Это отдельный и довольно обширный гуманитарный вопрос. В армянском переводе Библии армяне называются сыновьями Торгома. Это имя сохранилось в нескольких языках в виде слова «таргманич» - переводчик. Это слово и обозначает миссию армян, являющихся нацией переводчиков не столько в лингвистическом плане, сколько переводчиками между цивилизациями, между Востоком и Западом, Севером и Югом. Это миссия нашей культуры, литературы, истории, архитектуры, поэзии, торговли и политики. Поэтому мы не должны быть форпостами, мы должны быть переводчиками и мостами. Если мы осознаем эту миссию, то много проблем, кажущихся нам неразрешимыми, и много союзов, которые кажутся нам противоречивыми, таковыми не окажутся. Главное понимать свою миссию и историческую ответственность.
- Немного приземлим разговор. Хотелось бы узнать ваше мнение о последних перипетиях в борьбе между коалиционными республиканцами и «Процветающей Арменией».
- Ни ту, ни другую группировку партиями я назвать не могу даже с натяжкой, так как они не отражают интересов общества. Это просто экономические группировки, наспех сформированные вокруг групп олигархов или даже одной личности. Мы все видели в новейшей истории, как такие партии создавались и разваливались в течение одной ночи. Поэтому серьезно относиться и говорить о них в политических терминах неправильно, поскольку эти группировки заняты исключительно защитой своих экономических интересов. В данном случае ППА и РПА защищают интересы 50 семей, владеющих национальным достоянием Армении. Ради сохранения своего политического и экономического господства эти группировки создают какие-то квазипартии, чтобы показывать на Западе свою легитимность. Этим они никого не обманывают, поскольку их интересы сводятся к экономической конкуренции, которая зачастую превращается в грызню, в свару. Временные же союзы или разногласия между ними никакого влияния на судьбу страны или государства не имеют.
- Вы упомянули квазипартии. Охарактеризуете деятельность лидера Народной партии Тиграна Карапетяна?
- Говоря о Тигране Карапетовиче, мы говорим не о нем, а о тех людях, которые идут по его призыву, хотя они могут прийти и по призыву кого-то другого. Следует понимать, что этот феномен не статичен, он текуч. Поэтому Тигран Карапетян зависит от этих масс намного больше, чем они от него. Мы не принимаем снобистских поз по отношению к этому человеку. Движение «Сардарапат» считает себя союзником тех, кто искренне стремится к изменению существующего оккупационного режима. Сущность Карапетяна раскроет ход и логика его дальнейших действий. Мое же личное мнение некорректно, поскольку людям свойственно постоянно изменятся. Когда телеканал «АЛМ» стали закрывать и появились какие-то брожения, стало ясно, что у Карапетяна есть определенный шанс, как он им воспользуется, покажет время.
- Предпринимает ли «Сардарапат» какие-то шаги, чтобы привлечь диаспору в Армению?
- Учитывая, что за последние 20 лет более миллиона граждан Армении перетекли в диаспору, существенная часть диаспоры (я не говорю о поколении, бежавшем от геноцида 1915 года) фактически даже не уезжала из Армении. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на их блоги и комментарии - люди живут нашей жизнью больше, чем тамошней. Идея создания в Армении двухпалатного парламента отнюдь не нова, еще полгода назад мы об этом говорили. Это правильная мысль. Другое дело, что власти пытаются вылепить диаспору по своему образу и подобию, иначе они просто не могут. Они берут взятки у армян, приезжающих в Армению, за их право основать в республике какое-то дело, выклянчивают подачки. Эта власть, которая умудрилась у Керка Керкоряна (магната в области автомобилестроения, кинематографии и авиастроения, то есть трех китов, на которых стоит экономика США) выклянчить деньги на ремонт бордюров и замену асфальта. Эти сферы были выбраны лишь потому, что давали возможность присвоить половину предоставленных средств. К сожалению, интеллектуальный уровень властей Армении позволяет им ограничить отношения с диаспорой таким идиотизмом. Однако мы надеемся, что нам удастся рано или поздно изменить уровень и содержание отношений с диаспорой. У нас есть тесные контакты с соотечественниками в разных точках мира, мы также внимательно отслеживаем деятельность правительства Западной Армении в изгнании.