НА ЮГЕ РОССИИ ЛЕЧАТ ЛУДОМАНОВ

Читать на сайте Вестник Кавказа
Заядлые игроки называют лудоманию азартом, прорабы игорной индустрии - сверхприбыльным делом, а психиатры – цепкой, стойкой болезнью и бичом современности. Как массовое явление это понятие зародилось в 1960-х под названием «китайский синдром» - жители Поднебесной оказались самыми уязвимыми перед увлечением азартными играми. Сегодня лудомания официально признана трудноизлечимой болезнью, сравнимой с наркоманией, вне зависимости от того, какой именно способ отъема денег предпочитает игроман - скачки, «однорукого бандита» или рулетку.

В России диагноз начали ставить относительно недавно. Первые игроголики стали обращаться за помощью к врачам в начале 1990-х – именно тогда в ростовском медицинском центре «Феникс», возглавляемом известным во всем мире профессором Александром Бухановским, впервые был установлен диагноз «патологическая страсть к азартным играм». Лавину обращений спровоцировало стремительное и бесконтрольное развитие игорного бизнеса. Сегодня в России игорный бизнес ограждают красными флажками и пытаются поставить под жесткий контроль государства. Однако, по мнению экспертов, это не поможет полностью искоренить игроманию, которая приобрела масштабы социально опасного явления.


НА ИГРЕ КАК НА ИГЛЕ

Как рассказывает один из ведущих ростовских специалистов по борьбе с игроманией, кандидат медицинских наук Виктор Солдаткин, сегодня нет статистики больных игроманией.

- Мировая практика показывает, что заболевает около 10% постоянных клиентов игорных заведений. Но в нашей стране этот процент выше, чем на Западе. Это связано с тем, что помимо безудержного развития игорного бизнеса, Россия утратила взвешенное, спокойное отношение к деньгам. Лудомания или гемблинг – не что-то эфемерное, а вполне реальная биологическая болезнь, такая же как, воспаление легких или поражение печени. Она сопровождается расстройством психики, изменением оценки окружающей действительности и своего поведения, зависимостью от радости при выигрышах и болезненного желания отыграться. И причина всего этого – перестройка работы мозга, его обмена веществ, формирование порочных, патологических нервных связей. Именно поэтому люди, «подхватившие» эту болезнь, нуждаются в помощи психиатров и психотерапевтов. Однако к врачу, приходят, как правило, те, кто находится уже в безвыходной ситуации, или когда появляются мысли о самоубийстве. До этого называться больным никто не хочет.

Последние исследования доказали, что биохимический эффект, который оказывают на мозг человека азартные игры, идентичен последствиям приема кокаина. Зависимость и в том и в другом случае одинаковая. Лудоманы испытывают физический дискомфорт, который можно сравнить с ломкой. У них болит тело, пропадает настроение и аппетит, нарушается сон, а все сновидения подчинены теме игры.

- Некоторые мои клиенты ставят рекорды, заслуживающие книги рекордов Гинесса. Один из них находился в игорном заведении в течение 42- часов, то есть почти двое суток без сна, отдыха и еды – рассказывает Виктор Солдаткин. При этом подавляется даже потребность отправления естественной нужды.

Трагедия наступает, когда человек сначала отдает зарплату игровым автоматам, а когда до следующей зарплаты остается ровно месяц, спускает зарплату друзей, капитал фирмы, сережки жены и золотые запонки дедушки. Причем если у старших сохранилась внутренняя защита, удерживающая до поры до времени от окончательного падения, то дети лишены этого иммунитета. Чтобы поиграть на автоматах, они воруют деньги, мобильные телефоны и другие ценные вещи у своих родных и близких.


ПОРТРЕТ В РАЗРЕЗЕ

Среди лудоманов можно встретить людей от 7 до 70 лет. Они из разных социальных слоев, занимают разное положение в обществе. Единственное, что их зачастую объединяет – это высокий интеллект, особенно жестоко «однорукими бандитами» порабощаются именно образованные люди. И тут налицо противоречие игромании: сознание вроде бы сохранено, но сознательностью и не пахнет, разум говорит, что выиграть невозможно, а болезнь все равно толкает к автомату. Так сорвавшийся в патологию homo ludens - человек играющий - уже не помнит о том, что он sapiens - человек разумный.

По словам диспетчера одного из ростовских игорных заведений, представившейся Еленой, среди «шпилевых» (по сленгу служителей азарта) игроков подавляющее большинство клиентов – молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет. Женщины заходят редко. Но уж если их и затягивает в жернова игры, то рубятся они «запойно», болезнь протекает ярче, с кулаками и истериками. Попадаются и так называемые «счетчики» - люди пытающиеся обмануть теорию вероятности по придуманной ими «гениальной системе беспроигрышной игры». Кто уже разочаровался в собственных математических выкладках, но не в автоматах вообще, играют в надежде на чудо. Например, на то, что окажутся следующими за проигравшимся в пух и прах игроком, а такой следующий, по легенде, всегда имеет крупные шансы.

Есть люди, которые страдают игровой зависимостью по 30-40 лет. Когда еще в нашей стране не было «одноруких бандитов» и рулеток, они играли в карты и на скачках. Но это скорее исключение из правил. Большинство игроманов буквально за год-два спускают целые состояния, деградируя морально и физически.
О том, как ростовские медики помогают лудоманам, ВК расскажет в ближайшие дни в материале «Человек играющий».