МВФ: Доллар теряет привлекательность в качестве резервной валюты
Читать на сайте Вестник КавказаДоля активов в долларах США в мировых валютных резервах в прошлом году упала до 59% - самого низкого уровня за четверть века, поскольку развивающиеся экономики, в частности, Китай и Россия, диверсифицируют свои активы на фоне опасений по поводу перспектив доллара. Как сообщает японское ежедневное издание "Нихон кэйдзай", в качестве надежного и ликвидного актива государственные облигации США долгое время использовались как альтернатива иностранным резервам, которые правительства и центральные банки поддерживают в виде резервного фонда на случай чрезвычайной денежной ситуации.
Но согласно данным Международного валютного фонда, доллар начинает терять свою привлекательность в качестве резервной валюты. Поскольку коронавирус усугубляет так называемый двойной дефицит в США, ставя под сомнение долгосрочную ценность доллара, во всем мире начинают уделять больше внимания активам в альтернативных валютах, а также немонетарным активам, в частности, золоту.
В процентном отношении к выделенным иностранным резервам долларовые активы упали на 1,7 пункта до 59% на конец 2020 года. Последний раз они падали ниже отметки 60% в 1995 году. В конце 2001 года долларовые активы составляли более 70% мировых резервов, но с тех пор их объемы снижаются.
Ослабление доллара способствовало снижению доли валюты в прошлом году. Тем не менее ”в более широком смысле, тот факт, что стоимость доллара США в целом не изменилась, в то время как доля американской валюты в мировых резервах снизилась, указывает на то, что центральные банки действительно постепенно отходят от доллара”, - полагают экономисты МВФ Серкан Арсланалп и Чима Симпсон-Белл.
По данным Министерства финансов США, в конце 2020 года Китай держал американские государственные ценные бумаги на сумму $1,07 трлн, что почти на 20% меньше, чем пиковое значение семь лет назад. ”Большая часть казначейских активов Китая является частью его валютных резервов”, - сказал старший экономист SMBC Nikko Securities Кота Хираяма.
Рыночные аналитики полагают, что продажи облигаций США в Китае начинают стабилизироваться после инаугурации президента США Джо Байдена.
Падают объемы американской валюты и в России. Согласно данным, опубликованным Центральным банком страны, на сентябрь международные резервы России, включая золото, составили $578,7 млрд. Активы, номинированные в долларах, составили примерно 20%, по сравнению с примерно 50% в 2017 году.
Россия начала избавляться от долларовых активов после того, как США наложили на страну экономические санкции за воссоединение с Крымом. В последние годы Турция и Бразилия также отказываются от государственных облигаций США.
Вместо этого страны обращаются к недолларовым активам. По данным МВФ, активы, деноминированные в евро, составили 21% глобальных выделенных резервов на конец 2020 года, восстановившись до уровня, который был шестью годами ранее. По мнению ряда рыночных аналитиков, популярность евро выросла после того, как Европейский союз выпустил общие облигации от имени всех своих членов для финансирования последствий пандемии.
Активы в иенах впервые за два десятилетия превысили отметку в 6%. Китайские инвесторы купили японские среднесрочные и долгосрочные облигации на сумму 2,2 трлн иен ($ 20,2 млрд) в 2020 году, то есть страна конвертирует часть своих долларовых активов в иены.
Юань также набирает обороты, превысив 2% от общемировых резервов. Китайская валюта быстро продвинулась вперед, в частности, в России, где ее доля в международных резервах выросла до 12,3% по состоянию на сентябрь с 0,1% в июне 2017 года.
Золото, ценность которого не привязана к правительству ни одной из стран, также становится все более популярным. По данным Всемирного совета по золоту, центральные банки были нетто-покупателями золота в течение последнего десятилетия.
Доля золота в международных резервах России в прошлом году превысила долю американского доллара. Венгерский центральный банк в марте также утроил количество золота в своих валютных резервах до 94,5 тонн, заявив, что ”глобальный всплеск государственного долга и опасения по поводу инфляции еще больше увеличивают важность золота в национальной стратегии как безопасного актива”.