Дарья Чижова: компромисс между Киргизией и Таджикистаном пока не просматривается

Читать на сайте Вестник Кавказа

Произошедшее накануне боестолкновение между киргизскими и таджикскими пограничниками и военными является проявлением застарелой проблемы неопределенности киргизско-таджикской границы и разделения сельскохозяйственных ресурсов в регионе. Об этом в беседе с корреспондентом «Вестника Кавказа» рассказала директор Информационно-аналитического центра МГУ Дарья Чижова, комментируя перестрелки в Лейлекской области Киргизии, завершившиеся гибелью почти двух десятков человек.

«Подобные столкновения происходят регулярно – каждую весну и осень. Вызывает их целый комплекс местных проблем: проблема анклавов, проблема распределения и пользования как водными ресурсами, так и пастбищами, и общими дорогами. Текущие события стали результатом накопления противоречий, при этом речь идет не о внезапно взорвавшейся ситуации, а о долговременном положении дел на этих территориях», - прежде всего обратила внимание она.

«Центральные власти обращают на это внимание, регулярно ездят в приграничные районы, проводят какие-либо консультации и переговоры между собой. Но окончательно решить этот комплекс проблем крайне сложно. И дело не только в том, как компромиссно поделить воду, пастбища и дороги общего пользования, но и в менталитете населения. Жители приграничных районов сейчас крайне жестко настроены к соседям. Совокупность этих факторов приводит к периодическим всплескам насилия. Местные элиты пытаются взять ситуацию в свои руки, центральная власть пытается оказывать на них давление для совместного решения, но пока никакие договоренности не просматриваются», - рассказала Дарья Чижова.

«Все еще нет понимания, как структурированно урегулировать разногласия. Восстановить режим прекращения огня относительно просто, но оно не снимет с повестки дня вопросы водопользования, пользования общих дорог и пастбищ, размежевания границы. Договоренность о прекращении столкновений – это только очередная заморозка. Нужно и договариваться о некоем особом режиме санкционирования этой зоны, определяя, каким образом будет осуществляться пользование общими водными ресурсами, и повышать образованность и уровень толерантности к соседям в проблемном регионе», - подчеркнула директор ИАЦ МГУ.

«Национально-этнический фактор там играет действительно большую роль, принцип «мы на них, они на нас». И тут понятно, что межнациональные вопросы не решаются через жесткое регулирование границы, особенно, когда территории в принципе носят спорный характер с точки зрения различных карт, начиная с досоветских времен и заканчивая периодом СССР и постсоветской эпохой», - добавила Дарья Чижова.

Поддержание конфликта отвечает интересам Запада в Центральной Азии. «Западным силам выгодна дестабилизация в Центральной Азии как в подбрюшье России и территории влияния Китая, куда Пекин вкладывает большие ресурсы ради проектов, в том числе, транспортно-логистической сферы. Тот же проект «Шелкового пути», один из ключевых для Китая, заточен также и на проведение транспортных развязок по территории Центральной Азии. Поэтому, конечно, за киргизско-таджикским конфликтом наблюдают, проводят исследования. Однако нельзя сказать, чтобы именно это было первоисточником проблемы – регион сам по себе взрывоопасен», - заключила она.