Пробьются ли Казахстан, Узбекистан и Туркменистан в ЕС со своим газом?
Читать на сайте Вестник КавказаЦентральная Азия играет важную роль в глобальном геополитическом балансе, поскольку обеспечивает многочисленные торговые каналы, которые связывают предприятия с миллионами целевых клиентов от Китая до Португалии и наоборот. Обладая богатым углеводородным потенциалом, регион предлагает огромные возможности для глобальных и местных игроков. Modern Diplomacy пишет, что развитие энергетической повестки привело к появлению в регионе таких мегапроектов, как Южный газовый коридор, газопровод Центральная Азия-Китай, ТАПИ и Транскаспийский трубопровод.
Интенсивная инвестиционная деятельность предвещает новые региональные перспективы экономического развития, а также создает альтернативы и новую реальность для европейских политиков.
Новый бизнес на традиционных маршрутах
В древности через территорию центральноазиатского региона проходил легендарный Шелковый путь, который формировал яркий экономический ландшафт планеты. Сегодня прежняя роль региона в торговле в некоторой степени возродилась благодаря таким проектам, как ”Один пояс - один путь”. Основу современной торговли в Центральной Азии составляет энергия, несмотря на некоторые серьезные трудности сбыта и транспортировки.
В последнее десятилетие Туркменистан, Казахстан и Узбекистан предприняли попытки увеличить свое присутствие в энергетическом секторе за счет участия в газопроводе Центральная Азия - Китай. Тем не менее ни одной из стран, кроме Азербайджана, не удалось наладить всеобъемлющее сотрудничество с ЕС. Благодаря уникальному проекту Южного газового коридора, который позволяет транспортировать природный газ с месторождения ”Шахдениз” на Каспийском море в Южную Европу, Азербайджан радикально изменил схему трубопроводов в Каспийском регионе. Одновременно этот канал предоставляет огромную возможность другим странам Центральной Азии, не имеющим выхода к морю, удовлетворить растущий спрос на европейском рынке.
Опасения Европы
С точки зрения Европейского союза, энергетика может быть отнесена к категории стратегических секторов, поскольку экономика блока все больше полагается на международных поставщиков. В настоящее время 54% энергии, потребляемой в ЕС, импортируется из России. В частности, в 2019 году доля России в импорте природного газа в ЕС составляла 44%, а зависимость стран ЕС от российского газа в 2013 году выглядела следующим образом: Эстония-100%, Финляндия-100%, Латвия-100%, Литва-100%, Словакия-100%, Болгария-97%, Венгрия-83%, Словения-72%, Греция-66%, Чехия-63%, Австрия-62%, Польша-57% и Германия-46%. С учетом последнего обострения отношений между Россией и западным блоком европейцы опасаются, что могут столкнуться с серьезными препятствиями. Кроме того, есть вероятность, что процесс может сопровождаться блокировкой российского газа странами-транзитерами.
Жизнеспособное решение
Геополитическая эскалация ускоряет процесс диверсификации энергетики в Европейском союзе. ЕС намеревается достичь своих экономических целей с помощью рыночных механизмов. Согласно опубликованным в 2019 году "Би-Пи" данным, доказанные запасы газа в Азербайджане, Казахстане, Туркменистане и Узбекистане составляют 26,2 трлн кубометров или 13,1% от мировых известных запасов. Очевидно, что такой огромный потенциал внесет значительный вклад в энергетическую безопасность европейского блока.
Учитывая текущую ситуацию на европейском энергетическом рынке и глобальный политический климат, ЕС не может игнорировать свою концепцию энергетической безопасности, которая стала фундаментальной целью его энергетической политики. В этом смысле Южный газовый коридор представляется наиболее удобной альтернативой с учетом возможности строительства Транскаспийского трубопровода, который значительно облегчил бы прямую транспортировку центральноазиатского газа в Южную Европу.
Пока ЕС зависит от импорта ископаемого топлива, необходимость баланса в энергетическом секторе будет оставаться актуальной. Следовательно, разработка рационального подхода к сотрудничеству с потенциальными поставщиками, особенно с ключевыми странами, такими как Азербайджан, имеет важное значение. В противном случае энергетический вопрос останется рискованным и проблематичным политическим и экономическим инструментом.