Церкви Турции и мечети Грузии
Читать на сайте Вестник КавказаГрузинская православная церковь (ГПЦ) считается самым авторитетным общественным институтом в стране. По всем опросам, именно ГПЦ грузины доверяют больше всего, хотя скептики объясняют авторитет церкви ее нейтралитетом в общественно-политических процессах и защищенностью от любой критики. Как только возникает конфликт интересов между устремлениями церкви и государства, между мирским и религиозным мировоззрением, общество сразу сталкивается с клубком трудноразрешимых проблем.
Свидетельством тому стала история с восстановлением средневековых церквей на территории современной Турции - Ошки, Хандзта и Ишхани. Они построены в эпоху грузинского царства Багратидов и сегодня находятся в плачевном, фактически в полуразрушенном состоянии. Древние строения не защищены от дождя, их купола полностью или частично разрушены, уникальные фрески гибнут, а стены, если их не укрепить, могут вскоре рухнуть. В 2006 году Министерство культуры Грузии попросило у турецкого правительства разрешение на восстановление этих трех храмов. Тбилиси обещал взять все расходы на себя, направить в Турцию инженеров, строителей, реставраторов и архитекторов, которые давно подготовили научно обоснованные проекты восстановления средневековых церквей, считающихся жемчужинами зодчества византийской эпохи.
Турецкая сторона с пониманием выразила принципиальное согласие, но выдвинула встречное условие - восстановить некогда знаменитую мечеть правителей Самцхе–Джакели (мечеть Азиз Ахмед Паши) в Ахалцихском районе Грузии, реставрировать мечеть с грузинскими орнаментами в кобулетском районе Аджарии и вновь построить в Батуми мечеть Азизие, разрушенную в середине прошлого века. В Тбилиси это предложение восприняли с нескрываемым восторгом, ведь еще 25 лет назад грузины не могли даже фотографировать у тех храмов. Стороны завизировали проект соглашения, который планировали подписать в 2007 году. Но тут католикос–патриарх всея Грузии Илья II направил открытое письмо премьер-министру, в котором выразил категорическое несогласие с восстановлением мечетей на территории Грузии даже в обмен на восстановление грузинских храмов в Тао-Кларджети. По мнению патриарха, «мечетей и медресе в Грузии уже и так много, а грузинские храмы должны быть не просто восстановлены, но в них должно быть возобновлено священнослужение».
Однако вокруг Хандзта, Ошки и Ишхани уже нет христианского населения – там живут грузины-мусульмане. Они же составляют и значительную часть населения Аджарии.
В качестве компромисса Анкара предложила восстановить церкви и мечети не как культовые учреждения, а как исторические памятники. Предложение сразу же было принято грузинской стороной, но церковь вновь выступила против. Патриархия ГПЦ предложила светским властям обратится в ЮНЕСКО с требованием, оказать давление на турецкое правительство для восстановления церквей международными усилиями.
Действительно, Ошки, Хандзта и Ишхани считаются частью мирового культурного наследия, однако такой ход означал резкое обострение грузино-турецких межгосударственных отношений. Турецким властям по определению не могло понравится, что Грузия жалуется на них в международные инстанции и по сути обвиняет в варварском отношении к христианским святыням, на что турки резонно могли возразить, что считают не меньшим варварством разрушение мечетей.
Такой конфликт явно не отвечал интересам Грузии, дорожащей отношениями с соседней страной. Таким образом из-за непримиримой позиции православной церкви, грузино-турецкие переговоры зашли в тупик. Причем руководитель Агентства по защите культурного наследия Грузии Ника Вачеишвили впервые осмелился открыто высказать несогласие с позицией патриарха и сказал, что окончательная гибель Хандзта, купол которой полностью обвалился именно в ходе бесконечных переговоров, станет ужасной трагедией для Грузии.
Естественно, грузинское правительство формально может заключить соглашение с Турцией, но власти опасаются разгневать католикоса–патриарха, который в ходе предстоящих весной акций протеста может воздержатся от прежних призывов к примирению с властями, что наверняка будет воспринято радикальной оппозицией как «добро» на новую революцию. Симптомы растущего раздражения со стороны патриархии и лично Ильи II уже есть.
Любая церковь исходит из догматики, которая далека от мирского мировоззрения и мирской логики, рассматривающей церкви в первую очередь в качестве культурного наследия, а не храма божьего. Но почему две страны, считающие себя европейскими, стремящиеся в Евросоюз и клянущиеся в верности европейским ценностям, ведут торг по теме восстановления и спасения культурного наследия по принципу «мы вам, вы нам», вместо того, чтобы самостоятельно заниматься этим каждый в своей стране? Мечети Азизие и Ахмед-паши – культурное достояние Грузии. Также как Ошки, Хандзта и Ишхани – Турции. Почему же Грузия самостоятельно не восстановит мечети, а Турция – храмы? На этот вопрос до сих пор нет ответа, учитывающего претензии Грузии и Турции на европейскую идентичность.
Свидетельством тому стала история с восстановлением средневековых церквей на территории современной Турции - Ошки, Хандзта и Ишхани. Они построены в эпоху грузинского царства Багратидов и сегодня находятся в плачевном, фактически в полуразрушенном состоянии. Древние строения не защищены от дождя, их купола полностью или частично разрушены, уникальные фрески гибнут, а стены, если их не укрепить, могут вскоре рухнуть. В 2006 году Министерство культуры Грузии попросило у турецкого правительства разрешение на восстановление этих трех храмов. Тбилиси обещал взять все расходы на себя, направить в Турцию инженеров, строителей, реставраторов и архитекторов, которые давно подготовили научно обоснованные проекты восстановления средневековых церквей, считающихся жемчужинами зодчества византийской эпохи.
Турецкая сторона с пониманием выразила принципиальное согласие, но выдвинула встречное условие - восстановить некогда знаменитую мечеть правителей Самцхе–Джакели (мечеть Азиз Ахмед Паши) в Ахалцихском районе Грузии, реставрировать мечеть с грузинскими орнаментами в кобулетском районе Аджарии и вновь построить в Батуми мечеть Азизие, разрушенную в середине прошлого века. В Тбилиси это предложение восприняли с нескрываемым восторгом, ведь еще 25 лет назад грузины не могли даже фотографировать у тех храмов. Стороны завизировали проект соглашения, который планировали подписать в 2007 году. Но тут католикос–патриарх всея Грузии Илья II направил открытое письмо премьер-министру, в котором выразил категорическое несогласие с восстановлением мечетей на территории Грузии даже в обмен на восстановление грузинских храмов в Тао-Кларджети. По мнению патриарха, «мечетей и медресе в Грузии уже и так много, а грузинские храмы должны быть не просто восстановлены, но в них должно быть возобновлено священнослужение».
Однако вокруг Хандзта, Ошки и Ишхани уже нет христианского населения – там живут грузины-мусульмане. Они же составляют и значительную часть населения Аджарии.
В качестве компромисса Анкара предложила восстановить церкви и мечети не как культовые учреждения, а как исторические памятники. Предложение сразу же было принято грузинской стороной, но церковь вновь выступила против. Патриархия ГПЦ предложила светским властям обратится в ЮНЕСКО с требованием, оказать давление на турецкое правительство для восстановления церквей международными усилиями.
Действительно, Ошки, Хандзта и Ишхани считаются частью мирового культурного наследия, однако такой ход означал резкое обострение грузино-турецких межгосударственных отношений. Турецким властям по определению не могло понравится, что Грузия жалуется на них в международные инстанции и по сути обвиняет в варварском отношении к христианским святыням, на что турки резонно могли возразить, что считают не меньшим варварством разрушение мечетей.
Такой конфликт явно не отвечал интересам Грузии, дорожащей отношениями с соседней страной. Таким образом из-за непримиримой позиции православной церкви, грузино-турецкие переговоры зашли в тупик. Причем руководитель Агентства по защите культурного наследия Грузии Ника Вачеишвили впервые осмелился открыто высказать несогласие с позицией патриарха и сказал, что окончательная гибель Хандзта, купол которой полностью обвалился именно в ходе бесконечных переговоров, станет ужасной трагедией для Грузии.
Естественно, грузинское правительство формально может заключить соглашение с Турцией, но власти опасаются разгневать католикоса–патриарха, который в ходе предстоящих весной акций протеста может воздержатся от прежних призывов к примирению с властями, что наверняка будет воспринято радикальной оппозицией как «добро» на новую революцию. Симптомы растущего раздражения со стороны патриархии и лично Ильи II уже есть.
Любая церковь исходит из догматики, которая далека от мирского мировоззрения и мирской логики, рассматривающей церкви в первую очередь в качестве культурного наследия, а не храма божьего. Но почему две страны, считающие себя европейскими, стремящиеся в Евросоюз и клянущиеся в верности европейским ценностям, ведут торг по теме восстановления и спасения культурного наследия по принципу «мы вам, вы нам», вместо того, чтобы самостоятельно заниматься этим каждый в своей стране? Мечети Азизие и Ахмед-паши – культурное достояние Грузии. Также как Ошки, Хандзта и Ишхани – Турции. Почему же Грузия самостоятельно не восстановит мечети, а Турция – храмы? На этот вопрос до сих пор нет ответа, учитывающего претензии Грузии и Турции на европейскую идентичность.