Глобальное потепление на Южном Кавказе как основа для сотрудничества

Читать на сайте Вестник Кавказа

Изменение климата сказывается на всем регионе Южного Кавказа, который включает в себя обширные горные экосистемы и отдаленные прибрежные зоны. Влияние климатических изменений на безопасность человека, вероятно, станут все более ощутимым со временем, пишет профессор Черноморского международного университета, руководитель Центра международного прогнозирования и исследований Ника Читадзе в статье для Института международных политических исследований Италии.

Исследования, опубликованные в последнее время, свидетельствуют о неуклонном повышении средней годовой температуры воздуха. Например, по данным Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA), с 1880 года ежегодная глобальная температура суши и океана повышалась в среднем на +0,07°C за десятилетие; а с 1981 года температура суши и океана по всей планете увеличивались в среднем уже на 0,18°C за десятилетие. В течение последних нескольких десятилетий усилились такие экстремальные метеорологические явления, как ураганы и аномальная жара. Грузия, Армения и Азербайджан подвержены целому ряду таких опасных явлений, как оползни и наводнения, причем все они усугубляются с изменением климата и приводят к серьезным повреждениям инфраструктуры, жертвам и экономическим потерям.

Национальные и международные меры по борьбе с изменением климата

На политическом уровне страны Южного Кавказа прочно закрепились в глобальной политике в области изменения климата. Все три государства подписали Рамочную конвенцию ООН об изменении климата (РКИК ООН) и поддерживают международные усилия по удержанию роста глобальной средней температуры ниже 2°C - цели, поставленной на Парижской конференции в декабре 2015 года. Все три страны представили свои климатические обязательства в рамках РКИК ООН, установив конкретные цели по сокращению выбросов и заявив о своей приверженности выполнению планов по адаптации.

Азербайджан, Армения и Грузия разработали стратегии национальной безопасности. Хотя ни одно из этих государств не считает изменение климата явной угрозой национальной безопасности, защита от природных и техногенных катастроф, а также внедрение рациональных практик в области охраны окружающей среды признаны важными факторами в обеспечении безопасности населения, и в более широком смысле - национальной безопасности. В климатических обязательствах Армении и Грузии отмечены связанные с изменением климата угрозы безопасности в таких секторах экономики, как сельское хозяйство. Во всем регионе существуют опасения по поводу продовольственной безопасности, утраты биоразнообразия и уязвимости водных ресурсов. 

Было реализовано несколько стратегий и программ, связанных с бедностью, устойчивым развитием и возобновляемыми источниками энергии, но лишь немногие из них включают в себя меры по адаптации к изменению климата. Озабоченность по поводу изменения климата по-прежнему остается заботой тех, кто занимается охраной окружающей среды. Например, согласно данным опроса 2021 года, проведенному офисом Национального демократического института в Грузии, большинство жителей страны обеспокоено проблемами в экономике (72%), но не экологическими и другими проблемами. Таким образом, грузинское правительство в основном сосредоточено на решении социально-экономических задач. При планировании других важных видов хозяйственной деятельности в таких секторах, как энергетика, здравоохранение или туризм, несмотря на некоторые достижения, всем трем странам Южного Кавказа не хватает адекватных мер по адаптации к изменению климата.

Более того, изменение климата не принимается во внимание при принятии важных технических и финансовых мер, таких как строительные стандарты и страховые схемы, а при планировании адаптации недостаточно учитывается влияние изменения климата на наиболее уязвимые группы населения. Ни одна из стран Южного Кавказа не приняла законодательство об изменении климата, чтобы стимулировать реализацию мер адаптации.

Нарушения гидрологического цикла, вызванные изменением климата, могут привести к напряженности между водопользователями, проживающими в верховьях и низовьях рек, если вероятность их возникновения не принимается во внимание при управлении водными ресурсами. Система взаимосвязей между сельским хозяйством, энергетикой и водными ресурсами имеет решающее значение, особенно для координации действий секторов на национальном уровне и между странами, расположенными выше и ниже по течению. Пока ни одна из этих трех стран не имеет с другой подписанных договоров о водопользовании, но в подготовке двусторонних договоров достигнут значительный прогресс.

На текущую ситуацию, вероятно, повлияют политические события. Грузия ратифицировала Соглашение об ассоциации с ЕС, которое требует сотрудничества по ряду отраслевых направлений, включая меры по адаптации к изменению климата. Евразийский экономический союз, членом которого является Армения, в первую очередь сосредотачивает свои усилия на экономической интеграции государств-членов, обеспечивая основу для общей транспортной, сельскохозяйственной и энергетической политики, но не обязательно напрямую затрагивая аспекты сотрудничества в области изменения климата. До недавнего времени деятельность по адаптации к изменению климата в основном поддерживалась внешними донорами. Однако в Азербайджане на государственном уровне был принят ряд мер, когда правительство инвестировало средства в мероприятия по предотвращению наводнений, реабилитации и возобновлению лесов.

Перспективы

Риски безопасности, связанные с изменением климата, имеют национальное и региональное значение. На местном уровне текущие институциональные и муниципальные реформы могут предоставить возможности для принятия конкретных мер по адаптации к изменению климата за пределами столиц региона, но прогрессу препятствует отсутствие координации между центральными администрациями и местными муниципалитетами, а также отсутствие знаний и ресурсов для адаптации к изменению климата.

На основе результатов недавних исследований и консультаций с национальными экспертами для оценки областей, вызывающих особую озабоченность с точки зрения изменения климата и безопасности, был определен ряд областей, в которых изменение климата может нарушить социально-экономические системы, поставить под угрозу инфраструктуру, источники средств к существованию или безопасность, обостряя политическую или социальную напряженность. 

Региональные/трансграничные области: северная Армения и южная Грузия, приграничная территория на северо-западе Азербайджана и северо-востоке Грузии (речной бассейн Алазани/Ганых). Национальные: Ереван и Араратская долина, озеро Севан, южная Армения, юго-восточная Армения, Кура-Араксинская низменность, Баку и Апшеронский полуостров, Аджария и побережье Черного моря, Тбилиси, район Мцхета-Мтианети, Кахетия, северо-западная Грузия.

Экологические проблемы Южного Кавказа особенно остро стоят в Грузии. Парламентский комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов провел первое тематическое исследование основных источников загрязнения воздуха в Тбилиси. Его результаты показали, что, несмотря на шаги, предпринятые правительством, проблема загрязнения воздуха остается для страны острой, а здоровью граждан наносится значительный ущерб, что свидетельствует о необходимости разработки и скоординированной реализации эффективных мер.

Исследования показали, что Грузия занимает 50-е место в мире по относительному количеству смертей, связанных с загрязнением атмосферного воздуха. По данным на 2018-2019 годы, средний уровень мелких твердых частиц PM2,5 в Тбилиси превышает допустимую норму на 15%, а содержание выбросов оксидов азота (NOx) - на 33-58%. Выяснилось, что в основном атмосферный воздух загрязняется выбросами транспортных средств, также причиной служит изобилие в стране старых автомобилей.

В то же время заслуживают внимания шаги, предпринятые для улучшения окружающей среды в Грузии. В частности, в результате реформ площадь охраняемых природных территорий увеличилась на 288 539,5 га в 2012-2019 годах, достигнув к 2019 году 697 250 га. В 2021 году в Грузии в силу вступил новый Лесной кодекс. Беспрецедентная международная финансовая поддержка в проведении этой важной реформы была предоставлена Зеленым климатическим фондом (ЗКФ), который выделил стране грант в 33 миллиона евро.

Для уменьшения загрязнения воздуха качество топлива в Грузии контролируется с 2017 года. Была разработана новая европейская система снижения загрязнения воздуха промышленными объектами и контроля выбросов, а парламент принял поправки к законодательству в двух чтениях. Законопроект "Об экологической ответственности" был разработан в соответствии с европейскими требованиями и принят парламентом в трех чтениях в марте 2021 года.

В целом, чтобы справиться с последствиями изменения климата, правительствам Южного Кавказа следует предпринять немедленные действия. Некоторые из предлагаемых направлений в рамках экологической политики, включая программы в рамках инициативы "Окружающая среда и безопасность", предполагают необходимость усиления трансграничного сотрудничества, а также более последовательной и адресной международной поддержки. Прекращение военного конфликта между Азербайджаном и Арменией и подписание заявления о прекращении огня, а также разработка некоторых инициатив для возможного развития экономического сотрудничества между двумя странами может в будущем заложить основу для сотрудничества по вопросам защиты окружающей среды между тремя странами Южного Кавказа. Грузия, имеющая хорошие отношения как с Арменией, так и с Азербайджаном, может стать посредником между двумя странами для усиления региональных мер по защите окружающей среды. Например, в Грузии можно провести региональный форум, посвященный экологическим вопросам, с участием представителей государственных и неправительственных организаций Армении, Азербайджана и Грузии (с возможным привлечением иностранных экспертов) для рассмотрения и разработки соответствующих рекомендаций по улучшению состояния окружающей среды на Южном Кавказе. ЕС также мог бы играть активную роль, поскольку экологические аспекты входят в число сфер сотрудничества в рамках программы "Восточное партнерство", в которую входят все три страны Южного Кавказа.