Рамзан Кадыров. 14 лет во главе самой сложной республики РФ
Читать на сайте Вестник Кавказа5 апреля 2007 года в должность главы Чеченской Республики вступил Рамзан Кадыров, которому тогда был 31 год. Республика только начинал восстанавливаться. Что собой представляла тогда ее - Грозный – можно судить по фото тех лет. Фактически Рамзан Кадыров возглавил республику, на территории которой еще шла контртеррористическая операция, но возрождалась и мирная жизнь.
Чеченскому руководству предстояло заниматься одновременно самыми разными вопросами, от которых в прямом смысле зависели жизни людей: борьбой с остатками бандподполья, строительством жилья, налаживанием хозяйства. В июне того же года Чечня подписала два инвестиционных соглашения на сумму 3 млрд рублей; были разработаны другие многочисленные проекты. Глава республики поставил задачу полностью восстановить Грозный к 2008 году. И те, кто не бывал здесь с периода боевых действий, через год не узнал ни республику, ни ее столицу. По данным антитеррористической комиссии ЧР уже в 2007 году количество терактов в республике уменьшилось на 72,5%.
Чечня все эти годы находилась под пристальным вниманием международных правозащитных организаций. Критики с их стороны хватало. Но выходить из военного состояния, "переформатировать" людей, погруженных с начала 1990-х годов в бандитскую атмосферу, ликвидировать оставшихся террористов одной дипломатией, увы, невозможно. Рамзан Кадыров просто засучил рукава и стал восстанавливать родную республику.
Летом 2007 года в Грозном глава Чечни встретился с бывшим председателем российского парламента, профессором–экономистом Русланом Хасбулатовым, который после знакомства с ситуацией в республике сказал: "Темпы послевоенного восстановления не имеют аналогов в истории".
"Вестник Кавказа" обратился к коллеге Рамзана Кадырова, главе Северной Осетии Таймуразу Мамсурову в 2005–2015 годах, ныне члену Совета Федерации РФ, с просьбой поделиться мнением о работы чеченского лидера.
"Оценивать 14 лет Рамзана надо в координатах не времени, а содержания его дел. Гораздо важнее вес этих лет, а не календарная протяженность. Несмотря на молодой возраст, в тяжелое для региона время ему доверили эту должность к его же удивлению. У Рамзана ведь не было опыта работы в государственных структурах. И если взвесить все, что он сделал за эти 14 лет, то это просто поражает! Сделано невероятно много – и все объективные люди, независимо от того, как они относятся к Рамзану, побывав в Чечне и зная, что собой она представляла до 2007 года, это признают".
Сенатор Мамсуров отметил, что Кадыров за прошедшие годы стал компетентным во многих сферах руководителем. "Десять лет я был его коллегой, главой соседней республики, и видел результаты упорной работы над собой. Они никогда не стеснялся у меня и не только у меня просить совета. Рамзан подчеркивает свое уважение к опыту тех, кто многие годы руководил регионом – это кавказская черта, очень ценная. Я всегда шел на доверительный разговор с Рамзаном, когда он считал его необходимым для себя. И Рамзан продемонстрировал всем динамику своего становления в качестве главы республики. Он компетентно контролировал политические процессы, ход строительства, борьбу с криминалом. При этом у него в диалоге с обществом не было серьезного аргумента, который очень важен на Кавказе – большого жизненного опыта. И все равно он смог внушить чеченскому народу созидательный оптимизм, уверенность".
Таймураз Мамсуров отметил в беседе с "Вестником Кавказа", что руководители республик Северного Кавказа, собираясь вместе за обсуждением важных дел, хорошо видели настрой Рамзана Кадырова, который заключался в том, что Чечня – это часть Кавказа и России, и республика должна прежде всего думать об их процветании. "Свою главную задачу мы видели в том, чтобы Кавказ из обузы для России, которой он был в 1990-е, стал ее опорой", - подчеркнул сенатор.