Зачем Карабаху русский язык?

Читать на сайте Вестник Кавказа

Фейковый режим "НКР", созданный Арменией на земле Азербайджана, распространяет в СМИ сообщения о намерении придать русскому языку статус "официального" на тех азербайджанских территориях, что сегодня входят в зону ответственности российских миротворцев. Поскольку представители сепаратистской группировки остаются марионетками Еревана, не приходится сомневаться в том, что эта идея является новым проектом сторонников оккупации азербайджанского Карабаха, которые всеми силами стремятся сейчас нивелировать итоги Карабахской войны.

Напомним итоги Карабахской войны – Азербайджан, отстаивая собственную территориальную целостность, в ходе боевых действий на своей земле нанес сокрушительное поражение стране-агрессору Армении, армянские оккупационные силы были разгромлены и обращены в бегство, в результате чего руководство РА было принуждено к миру и капитулировало. Территории Азербайджана, находившиеся под оккупацией около трех десятилетий, были освобождены. Согласно трехстороннему Заявлению от 9 ноября 2020 года лидеров России, Азербайджана и Армении все беженцы и внутренне перемещенные лица могут возвратиться в родные дома, все границы, ранее закрытые из-за нагорно-карабахского конфликта, разблокируются.

Разумеется, приверженцы армянского фашизма, преступного учения о национальном превосходстве армян над другими народами, не захотели смиряться с таким явным крахом их планов на построение мифической "Великой Армении" за счет территорий соседних государств. В самой Армении развернулась кампания за отставку премьера Никола Пашиняна и реванш, по сей день безуспешная, поскольку организующие ее силы меньше трех лет назад были свергнуты армянским народом в ходе "бархатной революции" и не имеют в стране сейчас хоть сколько-нибудь значимой поддержки. Второй очаг реваншизма эти же силы разожгли в Карабахе – в зоне ответственности российских миротворцев, где сегодня, ожидая полноценной реинтеграции в экономическую и социальную жизнь Азербайджана, проживает армянское население.

Военный реванш сторонников оккупации Карабаха и сепаратистов невозможен: во-первых, большая их часть погибла, во-вторых, они окружены превосходящими силами азербайджанской армии, в-третьих, пути поставок оружия перерезаны, в-четвертых, зона их проживания находится под контролем российских миротворцев и Российско-турецкого мониторингового центра. Поэтому их руководство избрало тактику реванша политического – через попытки легитимации "НКР", чья иллюзорность не выросла после завершения Карабахской войны только потому, что и так изначально равнялась 100%.

С одной стороны, была усилена работа по лоббированию в парламентах разных стран и их регионов юридически ничего не стоящих резолюций о "признании" фейкового режима – начиная с Франции в середине ноября и заканчивая далекой Австралией в середине февраля. С другой стороны, начались попытки "сближения с Россией", и проект придания русскому языку статуса "официального" в зоне ответственности российских миротворцев относится как раз к этому направлению. Цель такого проекта очевидна – препятствование послевоенной стабилизации ситуации на Южном Кавказе.

Прежде всего необходимо отметить, что "НКР" – это безусловно нелегитимное и несуществующее образование, реальность которого не признает официально даже его создательница Армения. Поэтому одной из задач, стоящих сейчас перед реваншистами, является придание сепаратистской группировке хоть какой-то видимости существования, хотя бы на словах. Отсюда многочисленные интервью, которые раздают полевые командиры и ереванские актеры, живущие в азербайджанском Ханкенди, – чем больше их слышно и видно в информационном поле, тем больше шанс, что кому-то покажется, будто фейковый режим действительно есть. Подходит под эту задачу и любая дискуссия вокруг "государственных атрибутов" фейкового режима, которых у него, конечно же, быть не может.

Государственный язык – один из обязательных атрибутов любого государства. И сегодня, рассказывая о диалоге по приданию русскому языку статуса "государственного" или "официального", сепаратистская группировка прежде всего передает в информационное поле мысль, что у нее уже есть свой "государственный язык". Между тем зона ответственности российских миротворцев – это территория Азербайджана, на которой, как и в других районах страны, государственным языком является азербайджанский и никакой другой. Также только азербайджанское руководство может принимать какие-либо решения по языковой политике в пределах международно признанных границ Азербайджанской Республики (опять же, это признают все страны мира, включая Армению). Формально такие действия фейкового режима юридически ничтожны.

При этом изображение "государственной активности" сепаратистов негативно влияет на процесс исполнения трехстороннего Заявления, поскольку так они показывают, что не желают реинтегрироваться в жизнь Азербайджана, отказываются от каких бы то ни было мер по снижению напряженности между армянской и азербайджанской общинами Карабаха, более того, ищут возможности эту напряженность усилить. В будущем такая тактика не может привести ни к чему, кроме нового конфликта, а это прямое нарушение ноябрьского Заявления, согласно которому армяно-азербайджанский конфликт завершен и не подлежит реанимации.

Также сепаратисты и их спонсоры в Армении и армянской диаспоре напрямую создают проблемы российской миротворческой миссии, затрудняя работу по стабилизации армяно-азербайджанских отношений. Говоря о статусе русского языке в азербайджанском регионе, сторонники оккупации Карабаха на деле вредят интересам России на Южном Кавказе.

Уже это обусловливает провальность второй задачи фейкового режима – перехода под российский протекторат. У России нет других интересов в присутствии миротворческой миссии в Азербайджане, кроме нормализации межнациональных и межгосударственных контактов на Южном Кавказе. Единственное, что требуется Москве, – чтобы Баку и Ереван зажили мирной жизнью, как обычные государства-соседи, у которых открыты границы и налажены бесконфликтные экономические и гуманитарные отношения.

Протекторат над Карабахом не только не помогает этому, но и создает новую и очень большую кавказскую проблему для России – конфликт с Азербайджаном. Российско-азербайджанские отношения на сегодняшний день являются образцом взаимовыгодного сотрудничества, к построению которых Москва постоянно стремится со всеми соседями, и все, что способно такие отношения испортить, вредит ей напрямую.

Таким образом, фейковый режим "НКР", созданный Ереваном на земле Азербайджана, вполне может через СМИ заявить о придании русскому языку статуса "официального", однако это никак не поможет сторонникам оккупации Карабаха приблизить реванш и только нанесет удар по российской внешней политике на постсоветском пространстве. Враги мира на Южном Кавказе, притворяясь друзьями России, на самом деле выступают и как ее враги тоже.