Гражданское общество Армении и Азербайджана может создать платформу для мира
Читать на сайте Вестник КавказаПосле десятилетий конфликта прочный мир между Арменией и Азербайджаном может быть достигнут только путем примирения при ведущей роли гражданского общества, пишут основатель Meydan TV Эмин Милли и армянский правозащитник Георгий Ванян на сайте Аль-Джазира. Трехсторонняя рабочая группа на уровне вице-премьеров России, Азербайджана и Армении, сформированная после завершения 44-дневней войны в Нагорном Карабахе для обсуждения вопросов восстановления транспортной инфраструктуры между странами конфликта, провела в Москве свое первое заседание 30 января.
Встреча под совместным председательством вице-премьеров каждой страны, несомненно, стала важным шагом на пути к разрешению многолетнего спора между Азербайджаном и Арменией. Но такие дипломатические усилия и технические договоренности, какими бы важными они ни были, сами по себе не могут обеспечить прочное мирное урегулирование. Устойчивый мир достигается не за счет встреч в столицах, а за счет примирения между сообществами.
Как армянин и азербайджанец, мы знаем, что между нашими двумя народами сохраняется недоверие. Никакое политическое соглашение само по себе не может убедить два народа, разделенные 30-летним конфликтом, довериться друг другу и помириться. Однако гражданское общество Армении и Азербайджана может создать платформу - опору для настоящего мира, путем реализации инициатив, которые сблизят две общины и позволят им понять друг друга.
Войны, заканчиваются ли они победой или поражением, подпитывают национализм, а это представляет собой еще одно препятствие на пути к примирению. По улицам столицы Армении ходят протестующие, призывающие к новой войне, чтобы свести счеты. В Азербайджане победу над Арменией отмечают военными парадами. На данный момент ни одна из стран не желает забыть о конфликте и сосредоточиться на построении добрососедских отношений.
Хотя послевоенный всплеск националистических настроений со временем утихнет, сложно ожидать того, что армяне и азербайджанцы со временем просто забудут о своих предубеждениях друг о друге.
Между двумя общинами не было реального взаимодействия с момента окончания первой войны в Нагорном Карабахе в 1994 году. Каждая нация создавала в отношении другой образ врага, считая себя жертвой. Хотя мы не взаимодействовали несколько десятилетий, у нас есть долгая история мирного сосуществования. Армяне и азербайджанцы на протяжении тысячелетий мирно жили бок о бок на одних улицах, в деревнях и городах Карабаха.
Конфликт начали не люди, а политики. Он разрушил жизнь и армян, и азербайджанцев, и примирение даст народам очень многое.
Возможно, с 1990-х годов произошло слишком много событий, чтобы люди могли просто забыть и вернуться к тому, что было до начала этого конфликта. Но они могут попытаться простить. И они, безусловно, могут попробовать двигаться дальше.
Для этого гражданское общество должно предпринять шаги для воссоединения пожилых армян и азербайджанцев, которые когда-то жили вместе в мире. Если старые друзья и соседи собираются вместе, чтобы вспомнить свое общее прошлое и восстановить разрушенные отношения, они могут показать своим детям, что мирное сосуществование возможно. Старые друзья могут проводить звонить друг другу, а после окончания пандемии встречаться, вместе посещать районы, где раньше проживали.
Армяне и азербайджанцы всех возрастов также могут собраться вместе, чтобы отпраздновать Новруз - зороастрийский праздник, который в довоенные времена каждый год объединял христианские и мусульманские народы региона. Гражданское общество может организовать совместные художественные фестивали, концерты или другие общественные мероприятия, чтобы предоставить двум сообществам возможность взаимодействовать друг с другом.
Однако чего мы не должны делать, так это пытаться убедить две общины согласиться на единую версию истории, потому что это невозможно. Вместо этого мы все должны признать, что не существует "правильной" версии истории. Мы не можем и не должны стремиться убедить любое сообщество в том, что его восприятие недавней истории своей страны ошибочно. Но мы можем создать возможности как для азербайджанцев, так и для армян признать, что могут быть разные, но одинаково законные интерпретации исторических событий.
Как полагал британский историк Эдуард Халлетт Карр, "интерпретация играет роль в установлении фактов истории, и поскольку ни одна существующая интерпретация не является полностью объективной, одна интерпретация ничем не хуже другой". Если каждое сообщество сможет согласиться с тем, что его версия истории и ее понимание отличается от другого, они, наконец, могут перестать сосредотачиваться на доказательстве своей правоты и начать работать над построением общего будущего.
Мы можем начать со встречи в Текали - грузинском селе, расположенном недалеко от границ с Арменией и Азербайджаном. Восстановление связей, существовавших между членами наших сообществ до того, как они были разрушены войной, должно стать приоритетом, в то время как политические лидеры наших стран продолжают свои усилия по достижению мирного соглашения, приемлемого для обеих сторон. Это единственный способ достичь прочного мира.